Найти тему
Жизнь и Чувства

Как крестьянин-самоучка создал первую подводную лодку в России

История подводных лодок берет своё начало в далеком 16 веке. В 1578 году, англичанин Уильям Боурн впервые описал подводную лодку из тюленьих шкур, как подводный кожаный корабль с балластными цистернами и вытяжной трубой, которая использовалась в сражении на Черном море. Впрочем, невозможно установить достоверность этой информации.

В 1620 году голландский изобретатель Корнелиус Якобсон Дреббель сконструировал обтянутую кожей подводную лодку, которую презентовал для английского короля Якова I. Испытания, проводившиеся в Темзе, прошли успешно. Позднее он создал еще две лодки, но в Адмиралтействе не заинтересовались подобным изобретением, так как не видели ему применение в боевых условиях.

Подводная лодка Дреббеля, 1620 год
Подводная лодка Дреббеля, 1620 год

А вот в России первое подводное судно появилось гораздо позднее, в 1721 году.

Крестьянин-самоучка

Точная дата рождения Никонова Ефима Прокопьевича не известна. Ориентировочно, родился он на перекрестке 17 и 18 веков, в селе Покровское-Рубцово, в семье крепостного. Известно, что в 1718 году он подал грамоту о прошении к Петру I, в которой говорилось следующее:

…сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец…

Как следует из истории проекта, ответ на эту челобитную от Петра I не поступил, а потому через год, в 1719 году, Ефим Прокопьевич продиктовал писцу новое прошение на государево имя, в котором жаловался на притеснения и обиду «людей чиновних» и повторил своё обещание построить судно, способное перемещаться под водой:

... потаенно и подбити под военный корабль под самое дно...

Получив второе письмо, Петр I отреагировал и приказал отправить многообещающего крестьянина в Санкт-Петербург. Царь с глазу на глаз пообщался с крестьянином и приказал ему создать демонстрационную модель, для погружения.

... не в такую меру, которой бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания...

Делать это было приказано в тайне от других глаз. Работы начались в 1920 году, на одной из верфей Санкт-Петербурга. Через 13 месяцев модель была готова. Испытания проводились в присутствии Петра I. И хотя испытания прошли неудачно, воодушевленный Петр I приказал продолжать работы, но с «судном большего корпуса». Видимо надежда получить подводное судно, способное подплывать под корабли, чрезвычайно впечатлила царя.

Вскоре началось создание второй модели судна. К сожалению не осталось никаких чертежей судна(некоторые исследователи считают что их и вовсе могло не существовать). Предполагается, что вот так выглядела первая тестовая модель судна

-2

Укрупненная схема

-3

В Сестрорецке установлен макет «потаённого судна»

Макет «потаённого судна» в Сестрорецке. Испытание «потаённого судна» происходило в 1721 году в присутствии Петра I на реке Неве у Галерного двора.
Макет «потаённого судна» в Сестрорецке. Испытание «потаённого судна» происходило в 1721 году в присутствии Петра I на реке Неве у Галерного двора.

Вторая модель должна была быть крупнее.

Из архива, о перечне дел Обер-сарваерской контры из Адмиралтейств-коллегий, имеется дело, датированное 20/08/1721 годом, под номером 54: «О строении села Покровского Ефимом, сыном Прокофьевым потаённого судна...». Поскольку из указанного дела известно сколько и каких именно материалов ушло на постройку судна, специалисты примерно предположили, что готовое судно могло составлять около 6 метров в длину и около 2 метров в ширину. В этой статье описывается, как могло работать устройство подводной лодки Никонова.

Команда должна была состоять из 4 человек. Для освещения внутри судна предполагалось использовать свечи. К тому же, планировалось что команда судна будет снабжаться водолазными костюмами из кожи, для выхода людей из судна чтобы повреждать днища вражеских кораблей. Предполагалось, что костюмы будут дополнятся деревянными шлемами по типу бочонков, а также инструментами для повреждения вражеских судов.

В дальнейшем Никонов планировал провести в лодке медные огненные трубы, которые должны были работать по принципу «греческого огня». Предполагалось, что лодка сможет скрытно подходить к вражескому кораблю под водой, выдвигать на поверхность медные трубы и пускать огонь. Поскольку на её вооружении оказалось несколько зажигательных труб, подводная лодка стала именоваться «огненным судном». Стало быть «огненным подводным судном». Для 18 века это звучало очень уж футуристично.

В 1724 году «потаённое судно» было построено, но испытания снова провалились. Судно сразу ушло камнем на дно, а поэтому корпус при ударе, проломился. Петр I, лично присутствовал на этих испытаниях и распорядился сделать некоторые исправления и укрепить корпус судна. Также царь объявил, чтобы неудачные испытания никто в вину Никонову не ставил.

Никонов исправил повреждения, но через год, 25 января 1725 года Петр I скончался. Изобретатель лишился своего покровителя. Весной 1725 года провели повторные испытания, но лодка дала течь. Через 2 года очередные испытания и снова неудача.

Историк Г.М. Трусов так описывал эти испытания:

«Судно было слишком примитивным для плавания под водой, и тем более для того, чтобы повреждать вражеские корабли огневыми средствами»

В 1728 году изобретателя Никонова разжаловали из мастера в обычные плотники. «Потаённое судно» убрали в амбар, с глаз долой, где оно и сгнило.

Никонова обвинили в следующем:

«По подаче того своего прошения, через десять лет не токма такого судна, ниже модели к тому делу действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма не действительна. Судно пробованожь трижды и в воду опускивано, но только не действовало за повреждением и течкою воды»

Современный исследователь, инженер-кораблестроитель Е.Е. Колосов оправдывает Никонова, считая что несмотря на свои неудачи, оный доказал возможность подводного плавания.

В Сестрорецке установлен памятник испытаниям Ефима Никонова.

-5

Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает?