Сегодня 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Бориса Яковлевича Петкера (1902 – 1983), служившего в Московском Художественном театре с 1933 года до своего ухода из жизни.
Борис Петкер был не только блестящим артистом, но и прекрасно писал. Он оставил несколько книг – «Это мой мир», «По дальним странам» и «Исповедь актера». В одной из них Петкер рассказывает, что еще со времен своего харьковского детства обожал «разглядывать и разгадывать людей».
«В детстве это получалось неосознанно, а в юношеские годы лучшим развлечением было угадывать биографии встречных по их лицам. Я любил ходить по пятам за приглянувшимся мне человеком, и по походке, по смене выражений лица, по оборотам речи представлять себе его профессию, характер, склонности.
Я часами мог следить за нескончаемым потоком прохожих; рассматривать очередь у театральной кассы или у студенческой “обжорки”. В харьковскую общественную библиотеку я ходил не только для того, чтобы читать книги, но и видеть, как читают их другие, а в кафе городского парка – не только для того, чтобы есть мороженое, но и наблюдать, как едят другие, как ребятишки старательно вылизывают вафли. Я мог подолгу наблюдать, как рабочие, строившие дом, уютно усаживаются где-нибудь в уголке, домовито, толстыми ломтями режут розовое сало и так смачно едят его, что у меня текут слюнки».
Наверное, дар характерного актера так и проявляется – в этом пристальном и азартном интересе к человеку, в этом остром глазе, умении запоминать малейшие детали. Петкер был славен тем, что в своих ролях выводил как бы «формулу персонажа», формулу, которая сначала складывалась в его голове после наблюдений и раздумий. Эта внутренняя работа была сродни работе аналитика.
Борис Петкер рано понял, что хочет сделать театр своей профессией. В 16–17 лет он учился в школе литературно-драматического кружка Тарханова в родном Харькове. В 1919–1920 годах играл в харьковской труппе Николая Синельникова. В этом ему чрезвычайно повезло. Актер, режиссер, театральный деятель Николай Николаевич Синельников (1855 – 1939) был выдающимся человеком. Достаточно сказать, что в свое время именно он открыл дарование Веры Комиссаржевской – в его труппе в Новочеркасске Вера Федоровна делала свои первые артистические шаги на профессиональной сцене. По воспоминаниям современников, Синельников был теплым и сердечным наставником, буквально «излучавшим энергию», но при этом и строгим, нетерпимым к проявлениям актерской фальши. Самый лучший учитель для начинающего артиста!
Первой ролью Петкера стала роль слуги с одной лишь фразой: «Какая-то дама под черной вуалью спрашивает, может ли ее принять доктор?» Но уже в 1922 году, в 20 лет, он поехал в Москву – в Театр Корша. Почему именно туда? Потому что Николай Николаевич Синельников в начале века, с 1900 по 1909 год, руководил Театром Корша, и с тех пор отправлял в эту труппу с рекомендательными письмами своих одаренных учеников, жаждущих завоевать Москву.
В Театр Корша Петкера приняли. За 11 лет, с 1922 по 1933 годы, он сыграл там немало ролей, и в классике, и в новых советских пьесах, причем эти пьесы часто были довольно незначительными. Молодой театральный критик Павел Марков, уже ставший завлитом во МХАТе, но все еще без устали строчащий рецензии в газеты, неизменно его хвалил. Иногда отмечая, что в спектаклях вроде «Проходной комнаты», вышедшей в Театре Корша в 1928 году, Петкер ищет спасение от пустоты пьесы В. Пушмина (Всеволода Мусина-Пушкина) в характерной игре, «в пряной остроте», и что в этом он «чрезвычайно искусен».
Ольга Бокшанская, секретарь дирекции МХАТа, в 1932 году в письме Вл. И. Немировичу-Данченко восхищалась Робинзоном Петкера в спектакле «Бесприданница», который поставил Василий Сахновский. Письмо это датировано декабрем 1932 года, а уже в январе 1933-го Театр Корша был закрыт, здание передали МХАТу в качестве филиала, и все главные исполнители «Бесприданницы» – Вера Попова, Анатолий Кторов, Михаил Болдуман, Николай Соснин и Борис Петкер – перешли в труппу Художественного театра.
Одной из первых ролей Петкера во МХАТе стал ввод на роль Плюшкина в «Мертвые души» (в первом составе Плюшкина играл Леонид Леонидов, тоже, кстати, до Художественного театра служивший в Театре Корша у Синельникова). В 1934 году Бокшанская писала Немировичу-Данченко о визите Петкера к Станиславскому:
«Сегодня днем В.Г. [Сахновский] был у него на репетиции “М. душ” (сцена Плюшкина), Петкер очень хорошо показал Плюшкина, получил одобрение К.С. и будет введен в спектакль».
Когда в 1982 году Борису Яковлевичу исполнялось 80 лет, художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов написал о нем статью в газету «Вечерняя Москва». В ней Олег Николаевич перечислял роли Петкера, врезавшиеся ему в память.
«Я не могу забыть вращающиеся глаза Гроссмана в “Плодах просвещения”. Не могу забыть суетливые движения адвоката в “Анне Карениной”, который все время пытался прихлопнуть моль. Это был маленький шедевр, образ, который я помню до мельчайшего штриха. Или же Часовщик в “Кремлевских курантах”. В этом спектакле играет уже не одно поколение исполнителей, сменяя друг друга. Но Петкер, единственный из первого состава, продолжает играть своего Часовщика. Замечательно его играет, глубоко человечно…»
После смерти Михаила Яншина Петкер стал играть роль Франтишка Абеля в легендарном спектакле Олега Ефремова и Анатолия Васильева «Соло для часов с боем», абсолютно органично войдя в эту трогательную и глубокую историю о компании пожилых друзей, которые провели вместе всю свою жизнь и сохранили любовь и нежность друг к другу.
Борис Петкер был шире, чем просто артист. В 1939 году он ненадолго возглавил в качестве худрука Московский театр миниатюр, позвав туда ставить Василия Топоркова и открыв театральной Москве блестящую эксцентрическую актрису Татьяну Пельцер. Много работал на радио как чтец и постановщик радиоспектаклей. А еще снимался в кино – хотя, увы, гораздо меньше, чем того стоил его отточенный, умный и яркий талант.
Фото из фондов Музея МХАТ
Также будет интересно:
Последний адрес Михаила Аркадьева
Елена Афанасьева: «Художник в театре – в огромной степени психолог»
«Снегурочка» в МХТ: «гениальная дерзость» и короткая жизнь