Как возникла древнерусская государственность? Кто все-таки ее создал - славяне или норманны-варяги? На какие источники можно и нужно опираться в поиске истины? На эти и другие вопросы нам дает свою версию ответа историк А.А. Горский. Послушаем, что он скажет.
Вопрос. Насколько информативны и достоверны византийские, западноевропейские и восточные источники, упоминающие о "Руси"?
Ответ. В византийских, западноевропейских и восточных источниках имеется ряд упоминаний "Руси" в 9 веке. Однако в них нет упоминания конкретных населенных пунктов или личных имен. В силу этого легко поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, о приходе в Киев Олега и Игоря, которые содержатся в Начальном своде конца 11 века и "Повести временных лет" начала 12 века.
Вопрос. Оправдан ли такой подход?
Ответ. Вполне, поскольку известия Начального свода и ПВЛ записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода сконструирована сводчиками с опорой на хроники византийских авторов. Поэтому не известно, где располагалась в то время Русь, кто и когда ее возглавлял. Чтобы найти хоть какую-то истину нежен комплексный подход к письменным данным с учетом археологических свидетельств. Лишь такой подход позволяет примерно очертить схему развития событий.
Вопрос. Могли ли викинги добраться до Новгорода и Киева?
Ответ. В течение 9 столетия у скандинавов развернулось т. н. "движение викингов" - экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы. Поэтому не вызывает серьезных сомнений, что они проникали на север Восточноевропейской равнины и вступили в соприкосновение со славянами, недавно заселившими эту территорию. В середине или третьей четверти 9 века во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик. По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский).
Вопрос. Нельзя ли поподробней, зачем Рёрик Ютландский понадобился ильменским словенам?
Ответ. Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся поставить Поволховье и Приильменье в данническую зависимость. Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком.
Вопрос. То есть Рёрик - личность для новгородцев не случайная. А что их объединяло помимо личного знакомства?
Ответ. Начнем с того, что в качестве вассала франкского короля Рёрик долгое время владел городом Дорестад в устье Рейна. Он и его люди были знакомой с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Кстати сказать, "приглашавшая сторона", если согласиться, что это были переселенцы из края ободритов, тоже были с ней знакомы. Достаточно сказать, что ободриты в конце 8 века принимали участие в войнах Карла Великого против саксов.
Вопрос. А что конкретно говорится в русских летописях о руси и варягах? Есть ли разночтения?
Ответ. Вы правы разночтения есть, и на них стоит остановиться подробнее. В ПВЛ появление названия Русь связывается с варягами. Там говорится, что словене, кривичи и чудь, изгнав бравших с них дань варягов, не смогли жить друг с другом в мире и реша сами в себе: "Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву. И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си".
Но в тексте Новгородской I летописи, донесшей текст Начального свода конца 11 века, текст места, упоминающие русь, отсутствуют: "И реша к себе: “князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядилъ ны по праву”. Идоша за море к Варягом и ркоша: “Земля наша велика и обилна, а наряда у нас нету; да поидете к намъ княжить и владеть нами”. Изъбрашася 3 брата с роды своими и пояша со собою дружину многу и предивну, и придоша к Новугороду...".
Очевидно, что отождествление варягов с русью в ПВЛ является вставкой, что было установлено в начале 20 века А.А. Шахматовым. В ПВЛ фрагмент о руси явно разрывает связный текст Начального свода, что тоже указывает на позднейшую вставку.
Вопрос. Как понять, зачем летописцу понадобилась эта вставка?
Ответ. Летописец исходил из задачи вписать вписать русскую историю в мировую. И начало Руси у него связано с началом царствования в Византии императора Михаила III, поскольку при нем Русь совершила поход на Константинополь. Слова Начального свода "и от тех Варягъ, находникъ техъ, прозвашася Русь, и от тех словет Руская земля, и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска" автор вставки о тождестве руси и варягов истолковал по-своему.
Утверждение, что "и от техъ Варягъ, находникъ техъ, прозвашася Русь, и от тех словет Руская земля", было истолковано как указание на то, что варяги, пришедшие с Рюриком, назывались русью. Результатом стали несколько вставок в текст с уточнением, что варяги, к которым обратились "призывающие", именовались русь, был дан перечень народов Северной Европы с упоминанием руси; слова «дружину многу и предивну» были заменены на "всю русь"; во вводную часть ПВЛ был вставлен список народов Северной и Западной Европы с упоминанием руси на том же месте, что и под 862 годом - между "готами" и "агнянами" и т.д.
Вопрос. Откуда же взялся тогда термин Русь, каково его происхождение?
Ответ. Споры об этом ведутся уже двух с половиной столетия. Если отбросить малоубедительные гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими выводами.
Согласно первой, термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему "грести". Будто бы так или похоже именовали себя дружины викингов, приплывавшие в Восточную Европу на гребных судах. Через финскую форму ruotsi термин трансформировался в русь. По другой версии, термин русь происходит от иранского корня со значением "светлый", "белый".
При принятии "северной" и "южной" версий происхождения названия Русь возникает неожиданная проблема. В договоре Олега с Византией 911 года и договоре Игоря 944 года все население, подвластное русскому князю, именуется русью; нет ни намека на отличия, скажем, руси от словен или варягов. Трудно поверить, что через считаные десятилетия после своего прихода на Волхов и Днепр норманнские дружинники отказались от своего самоназвания, если принять "южную" версию. Также невозможно предположить, что славяне за этот же срок приняли на себя чужеродное имя.
Возможно, выход был найден в начале 20 века В.А. Бримом, который допустил контаминацию двух сходных названий - скандинавского, служившего одним из обозначений варяжских дружин, и южного, которое служило одним из названий территории или/и населения Среднего Поднепровья. Сходство терминов привело к их слиянию к общему согласию обеих сторон.
P.S.
Обращаю внимание читателей, что статья написана в жанре интервью, которого на самом деле не было. Изложенный выше материал взят из книги А.А. Горского "РУСЬ. От славянского Расселения до Московского царства". М., 2004. Частично приведены полные цитаты из этой книги, частично автору пришлось кое-что сократить, а кое-что пересказать своими словами. В любом случае, выражаю личную признательность А.А. Горскому за его кропотливый труд в поисках научной истины, которую так нелегко добыть.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью
О неточностях и опечатках сообщайте автору