При жизни граф Муравьев Михаил Николаевич вызывал диаметрально противоположное отношение. Либеральные круги именовали его не иначе как «Муравьев-вешатель», «Муравьев-палач». Консервативные полагали гениальным государственником.
На деле он был и тем, и другим.
Военная карьера
Граф Муравьев карьеру начал со службы в армии. Он участвовал даже в Бородинском сражении, когда был тяжело ранен ядром и чуть не лишился ноги. После выздоровления направлен служить за границу. На это время ему было всего 16 лет.
Военная карьера сочеталась с революционной деятельностью. Михаил был участником секретных обществ «Священная артель», «Союз спасения». И хотя в 1820 году уже отошел от активной деятельности, в 1826 году был задержан по делу декабристов и сидел в Петропавловской тюрьме. Никого из предполагаемых соучастников граф Муравьев не выдал, апеллируя к потерям памяти. В письмах и прошениях выражал преданность самодержцу.
- Ему не только удалось выкрутиться, но и продолжить государственную карьеру. В 1827 году он был назначен вице-губернатором Витебска.
На службе императора
Несмотря на все революционные увлечения, Муравьев был ярым сторонником пророссийской политики и ненавидел поляков. На должности губернатора, относительно недавно присоединенной территории, он оказался более чем к месту.
Углубившись в служебные обязанности, Муравьев с ужасом убедился, что за 40 лет существования края он так и остался куском Речи Посполитой. Административные должности по большей части занимали поляки, суд проводился на польском языке и согласно положениям Статуса Великого княжества Литовского, а вовсе не российского. Господствующей религией была униатская.
В отличие от своих предшественников, граф Муравьев не только не пожелал смириться с текущим положением дел, но еще и понял, что изменять соотношение сил нужно постепенно, опираясь на полезные реформы. Реализовать, правда, ничего не успел: разразилось Польское восстание 1830 года, и Муравьев возглавил польскую кампанию. Действовал весьма категорично.
- После победы был назначен губернатором Гродно и продолжил административную деятельность.
Второе восстание
Не слишком удачные отношения с Польшей в 1863 году привели к новому восстанию, в котором поучаствовала и современная Белоруссия. Графа Муравьева назначили главнокомандующим и высшим гражданским начальником Белоруссии и Литвы.
Восстание было подавлено. Муравьев был сторонником жестких действий, так как считал, что таким образом он быстрее прекратит беспорядки.
Начал он, правда, нетрадиционно: ввел дополнительные налоги на польских помещиков: Мол, если у них есть деньги на поддержку восстания, то есть деньги и на его усмирение.
В этот период Муравьев и получил прозвище «Вешатель». За время компании было повешено 128 человек и еще до 10 тыс. направлены в ссылку. Причем 95% арестованных составляли католические священники и шляхтичи.
Католическая церковь сохраняла слишком много влияния, когда это произошло. Из 77 тыс. повстанцев задержаны и арестованы были всего 16%. В то время как число жертв повстанческого террора колеблется от 750 до 1 тыс.. человек.
Реформы
Воспользовавшись своим новым положением, граф Муравьев решительно подошел к делу перестройки. В его «Записках по устройству» содержались вполне здравые и четкие положения.
Упрочить и возвысить русскую народность и православие так, чтобы не было и малейшего повода опасаться, что край может когда-либо сделаться польским. В сих видах в особенности заняться прочным устройством быта крестьян.
Губернатор принудил большинство чиновников-поляков подать в отставку, и ввел в штат православных местных. Он считал, что опорой русского края должны быть крестьяне: в восстании, в общем, участвовало не более 17% крестьян, а 70% составляли шляхтичи. Муравьев провел массу реформ по организации крестьянского самоуправления и наделению землей батраков. На это была выделена гигантская сума – 5 млн. руб.
Не обошел вниманием и систему образования. За время его правления польские школы целиком перешли на русский. Ведение документации тоже перешло на русский.
Умер граф Муравьев в 1866 году, умудрившись осуществить свой план по преобразованию почти целиком.