Найти тему
Экономистка

Непостоянный доход и ведение бюджета: как я планирую расходы и удаётся ли мне укладываться в выделенные суммы

Оглавление

Много раз слышала мнение, что планировать бюджет могут только люди с регулярным заработком, если же доход непостоянный (то густо, то пусто), то строить планы бессмысленно. А значит, невозможно и ежемесячно откладывать, и инвестировать, и другие отговорки. Я же с этим в корне не согласна. Сама являюсь обладателем нерегулярного дохода, так как самозанятая и работаю на себя. Доход непредсказуем, каждый день платит только Дзен, но это 200-400 рублей — особо не разгуляешься.

Однако даже при такой модели оплаты мне удалось придумать и внедрить в свою жизнь систему ведения бюджета, которая помогает мне планировать расходы независимо от полученного заработка. Даже если выходит совсем пусто (в 2-3 раза меньше, чем обычно), я всё равно вношу свой вклад в семью и не подвожу мужа (делим часть трат пополам). Этой схемы я придерживаюсь уже несколько лет. Конечно, время от времени вношу в неё небольшие корректировки, но суть остаётся неизменной.

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

Как я планирую траты?

Вот принципы, которых я придерживаюсь:

Коплю доход на отдельном счету

Было время, когда я тратила деньги ежедневно. Получила — потратила. С одной стороны, удобно, а вот с другой — я была вынуждена каждый день распределять доход по копилкам в зависимости от трат, чтобы мне хватало не только на повседневные расходы, но и другие более важные траты. Приходилось всё время высчитывать, сколько денег можно потратить, а сколько нужно оставить. Потом мне надоело, и я перевела себя на «зарплату».

Открыла накопительный счёт с начислением процентов на ежедневный остаток (это важно!) и стала каждый день отправлять свой заработок в копилку до наступления заветных дней «аванса» и «зарплаты». Из плюсов: деньги на счету успевают копиться, процесс планирования финансов занимает меньше времени, работать с крупными суммами проще и приятнее, депозит приносит ежемесячный дополнительный доход.

«Получаю» деньги 10, 20 и 30 числа

Сначала я выбрала срок в 2 недели — всё как на реальной работе. И «получала зарплату» только по 15 и 30/31 числам. В принципе меня всё устраивало, но жизнь внесла свои коррективы. В промежутках часто возникали непредвиденные расходы, которые выбивали меня из колеи. Поэтому-то я и решила сократить срок ожидания дохода до 10 дней. И теперь распределяю финансы по 10, 20 и 30/31 числам.

Как действую в дни «получки»

10 числа каждого месяца я анализирую, какие расходы меня ждут в ближайшие 30 дней (с 10 по 10 число), и считаю общую сумму трат. Сюда входят все обязательные платежи: продукты, ЖКУ, налоги, сотовая связь, секции и т. д. Итоговую цифру делю на 3 — получаю сумму, которую нужно отложить 10, 20 и 30 числа. По факту могу отложить больше или меньше. Данный расчёт для меня — лишь примерный ориентир.

Откладываю деньги частями просто потому что я не люблю расставаться сразу с большой суммой — хочется, чтобы с каждой «зарплаты» я могла сохранять что-то и для себя. Очень люблю пополнять свои копилки, и для мотивации мне важно видеть, как они растут. Сейчас расскажу, на что коплю. После того как я откладываю деньги на ежемесячные траты, распределяю остаток средств по следующей формуле:

  • 10 % — себе (личные траты).
  • 30 % — дом (мебель, ремонт).
  • 30 % — путешествия.
  • 30 % — инвестиции.

Для каждой категории расходов, в том числе ежемесячных трат, у меня есть свой накопительный счёт. Деньги не просто лежат в копилке, но и приносят доход.

Удаётся ли мне укладываться в выделенные суммы?

Конечно же, я не всегда планирую всё с точностью до копейки — вполне могу что-то и упустить. Порой возникают неожиданные расходы. Не всегда удаётся и укладываться в выделенные суммы. Что делаю в таком случае? У меня есть универсальная копилка «дом». В идеале коплю на товары для дома и ремонта. Но если мне нужно где-то взять дополнительные средства, беру здесь — под категорию «дом» можно притянуть любые траты на семью. Очень удобно. 

Но вообще под эти цели можно создать отдельную копилку «незапланированные расходы». Ежемесячно пополнять её на комфортную для себя сумму и брать деньги из резерва только в случае крайней необходимости (неожиданные расходы или нехватка отложенных средств). Финансовую подушку безопасности я держу для более существенных покупок. Другие копилки также использую исключительно по своему предназначению.

Ну вот вроде и осветила все основные моменты. Если остались вопросы, задавайте их в комментариях.

Расскажите, а как вы планируете бюджет? Удаётся укладываться в выделенные суммы? Особенно интересно послушать обладателей непостоянного дохода.

Было полезно? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать свежие публикации и видеть больше похожего в своей ленте.