Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ представляет результаты анализа мнений руководителей и сотрудников российских компаний о текущем состоянии и перспективах развития культуры инноваций.
Справочно: Данное исследование опирается на результаты специализированных опросов российских хайтек-предприятий (более 700 компаний) и занятого населения в возрасте 18–65 лет (более 4000 респондентов), проведенных в рамках Мониторинга инновационной активности субъектов инновационного процесса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в 2019–2022 гг.
Главные выводы:
- Российские компании осознают важность создания среды, способствующей творчеству и позволяющей сотрудникам разрабатывать новые идеи и внедрять инновации. Однако потенциал развития культуры инноваций в бизнес-среде не исчерпан.
- Оценки топ-менеджментом уровня развития инновационной культуры в российском хайтек-секторе умеренно позитивны (композитный индекс составил 3,85 балла из пяти возможных). На горизонте трех лет резкого ухудшения или улучшения внутренних условий для инноваций не ожидается.
- Среди составляющих инновационной культуры наиболее высоко респонденты оценили развитие практик, обеспечивающих вовлеченность работников в инновационные процессы (например, возможность сотрудников доводить свои идеи до руководства — 4,24 балла), а также элементы внешней и внутренней открытости (использование внешних каналов получения информации о рынках, технологиях, идеях развития — 4,19, поддержка командной работы и межфункционального взаимодействия — 4,17).
- Наибольшее число негативных оценок касается возможности предприятий обеспечить организационную и финансовую поддержку для апробации новых технологических решений и реализации рисковых инновационных проектов.
- Непосредственная вовлеченность работников предприятий в процессы генерации инноваций невысока, только 5,1% респондентов предлагали в своей организации какие-либо нововведения. Инновационные предложения сотрудников касались преимущественно совершенствования производственных и бизнес-процессов (53%), существующей продукции (33%) и инструментов ее продвижения (25%).
По ссылке представлены более подробные сведения.