Найти в Дзене

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЭКОНОМИКА РОССИИ

Борис Терещенко, к.эк.н, Группа ТОРР, Партнер
Борис Терещенко, к.эк.н, Группа ТОРР, Партнер

Недавно опубликованные материалы Министерства финансов, посвященные государственному бюджету России, дают интересную информацию о том, как изменились доходы и расходы бюджета за 9 месяцев текущего года. Эти же данные позволяют ответить на вопрос, почему спад в нашей экономике оказался существенно меньше, чем прогнозировался весной.

Газета «Коммерсантъ» сообщает (в номере от 12 октября):

«В сентябре федеральный бюджет исполнен с дефицитом — примерно в 83 млрд. руб. Это заметно меньше, чем было в августе (345 млрд. руб.) и в июле (893 млрд. руб.) — поэтому перехода бюджета к дефициту, вытекавшему из прежних темпов ухудшения баланса (см. “Ъ” за 13 сентября), в сентябре не произошло. По итогам всех девяти месяцев бюджет остался в профиците, но его размер уменьшился до всего 55 млрд. руб.— на пике по итогам января—мая он был равен 1,495 трлн. руб.
…Бюджет движется к дефициту при неплохих показателях его доходной части — за девять месяцев поступления составили 19,74 трлн. руб., это на 10% больше, чем было за такой же период 2021 года (рост в пределах инфляции). Движение к дефициту при таких относительно неплохих доходах объясняется существенным наращиванием расходной части бюджета.
За девять месяцев 2022 г. траты составили 19,68 трлн. руб.— это сразу плюс 3,39 трлн. руб. (20,8%) к такому же периоду прошлого года. В сентябре темпы прироста расходов ускорились (с 8,4% в августе), подскочив до 32%.»
-2

Как видно из диаграммы, за первые 9 месяцев 2016, 2017 и 2020 гг. бюджет сводился с дефицитом. В июле – сентябре 2022 г. госбюджет также показал дефицит. С точки зрения экономики в целом, это означает, что государственные финансы больше добавили доходов в экономику, чем изъяли их. Минус на стороне госбюджета означает плюс на стороне остальной экономики.

Какое отношение этот факт имеет к формированию спроса на продукцию наших предприятий?

Самое прямое.

Чтобы не уходить в тонкости макроэкономической теории, приведём простой пример того, как государственные расходы влияют на совокупный спрос в экономике.

Предположим, государство (в лице своих ведомств всех видов и уровней) расходует 1 миллиард рублей на закупку товаров и услуг у предприятий различных отраслей. Предположим также, что в стоимости этой продукции прибыль составляет 10%, а издержки производства (материальные затраты всех видов плюс оплата труда) – 90%.

Тогда эти предприятия, для того, чтобы произвести закупаемую продукцию, предъявят спрос своим поставщикам всех отраслей на сумму 900 млн. рублей (1 млрд.´90%). В свою очередь, эти поставщики предъявят своим поставщикам спрос в размере 810 млн. рублей (900 млн.´90%). Поставщики следующего уровня предъявят спрос на 729 млн. рублей (810´90%) и так далее.

Читатель уже понял ход этого процесса – волна первоначального спроса, сформированного госрасходами, прокатится по всей экономике, постепенно затухая. Каков же будет суммарный результат действия этой волны? На какую общую сумму увеличится спрос в экономике, вызванный первоначальным толчком в 1 миллиард рублей?

Простая математическая модель даст нам ответ.

Ряд величин спроса, рассчитанных нами, представляет собой геометрическую прогрессию со знаменателем, меньшим единицы. Такая прогрессия называется бесконечно убывающей.

Сумма членов этой прогрессии Q рассчитывается по формуле:

Q= a1 / (1-q)

где a1 – первый член прогрессии, а q – ее знаменатель (0<q<1).

Подставим в формулу данные нашего примера (единица в числителе – это 1 млрд. рублей):

Q = 1 / (1-0,9) = 1 / 0.1 = 10

Выходит, что первоначальный толчок спроса, данный государственными закупками на сумму в 1 миллиард рублей, передаваясь по цепочке взаимосвязанных отраслей, породит во всей экономике совокупный спрос на сумму в 10 миллиардов. Расход со стороны государства – это доход для его поставщиков, а расходы этих поставщиков – это доходы их поставщиков и т.д.

Можно сказать, что в нашем примере каждый рубль государственного спроса создает 10 рублей дополнительного спроса, и, соответственно, дополнительных доходов во всей экономике. Коэффициент-множитель (или, как говорят ученые экономисты, мультипликатор спроса) равен в нашем примере 10.

В действительности, разумеется, этот коэффициент меньше – в системе взаимосвязанных доходов образуются «утечки» - налоговые платежи в пользу государства, сбережения предприятий и их работников, использование для производства запасов сырья, закупленных в прошлые периоды, замкнутые циклы производства в вертикально-интегрированных предприятиях и пр.

Все это приводит к тому, что коэффициент-мультипликатор уменьшается, оставаясь в любом случае больше единицы. Расчеты по современной российской экономике показывают, что мультипликатор государственного спроса равен у нас приблизительно 3-4 единицам. Для нашего примера это означает, что 1 миллиард госрасходов в среднем приведет к дополнительному совокупному спросу на сумму примерно в 3,5 млрд. рублей.

Теперь становится понятно, почему журнал «Эксперт» опубликовал в номере 42 за 16 октября 2022 г. (https://expert.ru/expert/2022/42/) статью под названием «Экономика покрывается броней», где сделал обоснованный вывод, что «все более заметным драйвером для экономики становится оборонно-промышленный комплекс».

Правда, уважаемые коллеги из «Эксперта» делают в этой содержательной статье несколько пессимистическое замечание, что «с внутренним спросом все не так хорошо, как хотелось бы» (имея в виду сжатие спроса в потребительском секторе). Но государственные расходы воздействуют и на этот сектор – прямо (в виде оплаты труда работников госсектора и спроса государства на потребительскую продукцию) и косвенно, в виде дополнительного спроса, генерируемого предприятиями, работающими на государственный рынок.

Когда государственный спрос начнет стимулировать ещё и инвестиционные расходы предприятий, это станет дополнительным стимулом нашего экономического роста.

Здесь же лежит ответ на вопрос, почему экономика России, подвергаясь санкционному давлению, показала большую устойчивость к спаду, в отличие от пессимистических прогнозов марта-апреля.