…Из четырех выживших мальчиков третий, Генрих, – ее любимчик. «Мое все», «мой маленький орел», - королева-мать души в нем не чает. Жаль, Генрих не первенец, тогда бы ему достался трон Франции; но на троне то старший брат Франсуа (Франциск II), хилый телом и разумом, то средний Шарль-Максимилиан (Карл IX) – немногим лучше рано умершего Франсуа. Екатерина не желает смерти дорогому Шарлю. Но после кровавой бойни в ночь святого Варфоломея проклятым августом 1572-го король подвинулся рассудком и дни его, похоже, сочтены.
Неужели она увидит «маленького орла» в мантии с золотыми лилиями? Если так, он будет лучшим правителем из династии Валуа.
Не в короне счастье
…Королева-мать садится за стол, макает перо в чернила, пишет Генриху в Польшу. Корону этой страны она добыла любимцу, чтобы у того хоть что-то красовалось на голове; а сейчас на кону головной убор повесомее – корона Франции. Бедный Карл испустил дух, Генриху нужно мчаться в Париж. Пока не подсуетился его младший братец, герцог Алансонский. Кого Екатерина не желает видеть на престоле, так это Алансона; увы, еще один неудачный сын.
Генрих читает письмо матери, удирает из Кракова, коронуется в Реймсе.
Мама рядом. У Екатерины из рода Медичи – государственный ум; ей почти удалось достичь мира между католиками и гугенотами, и даже после неудачи 1572-го года она не бросает усилий. На Генриха III ложится та же миссия; королева-мать поддержит его во всем. Но у 24-летнего короля личная трагедия. Умирает его большая любовь Мария Клевская; еще до Польши Екатерина выдала ее замуж, Генрих был в отчаянии. Теперь он собрался жениться на Марии, а тут такое. У него обморок, лихорадка, он запирается в покоях. Когда король выходит на публику, на нем одеяние с черепами. Двор к такому эпатажному трауру не привык, на монарха бросают косые взгляды. Екатерина качает головой: и этот свихнулся?
Генрих берет себя в руки, женится на Луизе де Водемон. Это его выбор. Мать морщится, но на сей раз не перечит; хватит с него драм.
Тревога матери
Сын окружает себя друзьями-миньонами; четверо дворян, дерзких, развязных вояк и повес, получают горы денег и подарков, служат королю лучшим обществом. Почти все погибают во время известной дуэли миньонов; следом появляется еще парочка, их прозвали «архиминьоны». Екатерина знает, о чем судачат при дворе: у Генриха III с фаворитами не просто дружба. Что делаешь, сын? Детей у них с Луизой нет, это добавляет слухам перцу - откуда детям взяться? (Позже выяснят: Луиза не могла зачать из-за неудачного аборта). Екатерина переживает: старшие сыновья тоже не обзавелись потомством. Будущее династии Валуа под вопросом.
После женитьбы Генрих не заводит ни одной любовницы, хотя прежде ими не брезговал. С годами становится до того набожным, что даже мать, истовая католичка, осуждает его рвение. И этот тот самый Генрих, что унизывал пальцы кольцами, носил серьги, шокировал придворных карнавальными нарядами, заполнял покои собачками и птичками? Лучше б был обычным королем, без крайностей, думает бессонными ночами Екатерина. Но в ее любимом сыне всего чересчур.
Война трех Генрихов
Снова вспыхивают религиозные распри. Повод – смерть в 1584-м году младшего Валуа, герцога Алансонского. Что получается? В отсутствие наследников корона Франции грозит оказаться на голове законного, между прочим, претендента – Генриха Наваррского из дома Бурбонов. А он гугенот. Католическая лига во главе с братьями Гизами (одного тоже зовут Генрих) в ответ объявляет наследником трона кардинала Шарля де Бурбона. 66-летняя Екатерина Медичи пасует перед Лигой и подписывает Немурский эдикт: протестанты во Франции под запретом.
А что король Генрих III?
Он не желает терпеть унижений от Генриха Гиза, которого величают «королем Парижа»; да, столица Франции – город католиков. Войск у короля Франции немного, усмирить вспыхнувший в 1588-м мятеж не удается. Гиз, чьими предками якобы были Каролинги, чует запах власти, требует отречения Генриха III. Сестра братьев Гизов таскает на поясе ножницы, ими грозится выстричь «третью корону» для Валуа – тонзуру. В монастырь его! А главное, королева-мать переходит на сторону врагов. Ее план: уговорить сына сделать наследником отпрыска его сестры Клотильды; тот приходится племянником сразу обоим Генрихам, Валуа и Гизу. Так они поделят власть.
Но Генрих III, которого почти списали со счетов, вдруг рвет порочный круг. Отставляет министров матери, приказывает убить двух братьев Гизов, заключает союз с Наваррой. Екатерина понимает, что отныне события катятся помимо ее воли. Впервые за 30 лет. Когда оба Генриха, король и его наследник Наварра, идут маршем на Париж, Екатерины Медичи уже нет в живых. Через полгода монах-фанатик Жак Клеман убивает ее «орленка», последнего Валуа на престоле Франции. Ему было всего 38. Корону надевает Наварра, Генрих IV Бурбон.
Новый монарх подписывает знаменитый Нантский эдикт о веротерпимости. А еще до коронации переходит в католичество – чтобы устоял тот самый религиозный мир, за который многие годы боролась его нелюбимая теща Екатерина Медичи.
Автор – Марина Туманова
Еще по теме: