Мировая история насчитывает сотни историй самозванцев, первые из которых появились ещё в античные времена. Идея оказаться на месте, которого ты не заслужил ни своими знаниями, ни своими способностями или происхождением оказалась невероятно заманчивой. Так, человечество на протяжении многих веков борется с теми, кто играет роль другого человека, влияя на жизни людей ради личной выгоды. Почему сегодня умение распознать самозванца не менее важная способность, чем сотни лет назад?
Слово «самозванец» оказывается довольно значимым в контексте всей истории России. Оглядываясь назад, нам нетрудно понять, откуда и как могли появиться люди, выдающие себя за другого человека. Отсутствие достоверных изображений, документов, гласности, или, по-современному, медийности позволяло мало-мальски образованному и хитрому человеку побороться за российский престол, представившись членом царской семьи, который пропал или погиб.
На первый взгляд может показаться, что сегодня столкнуться с самозванцем можно разве что во время звонка от «службы безопасности банка», однако дело Лжедмитрия и Емельяна Пугачева живёт. Только немного в другой форме.
В случае с телефонными мошенниками мы давно научились распознавать ложь и обрывать всяческие контакты, но, к сожалению, это далеко не единственные самозванцы в нашем информационном поле. В моменты, когда мы с таковыми сталкиваемся, мы уже не так сильно отличаемся от наших далеких предков, которые видели Русского царя в пришельце из Речи Посполитой. Мы встречаем их в политике, науке, на телевидении и в интернете. Казалось бы, ничего страшного в этом нет: пусть врёт себе, только меня не трогает. Однако самозванцы за счёт силы убеждения и веры в собственную правоту могут посеять вредоносное и опасное в головах тех, кто им верит. Да и в истории, которая, как известно – лучший учитель, нет ни единого случая, когда самозваный правитель или лидер привел страну и общество хоть к чему-то хорошему.
Попробовать уберечь себя от веры подобным персонажам может помочь знание сигналов, которые отличают «самозванца» от «настоящего человека». Умение разглядеть их поможет не пойти на поводу у того, кто хочет величия за счет вашего доверия.
Самозванцы, по сути своей, почти всегда оказываются людьми с надломленной психикой. Пройдя процедуру «переодевания в нового человека», они и вовсе теряют связь со своей настоящей личностью. Такой конфликт между внутренним и внешним толкает человека на исключительные поступки. Самозванец способен на громкие речи и неординарные действия, его самоотверженность, личный подвиг и личный пример поражают наблюдающих. Эта черта, с одной стороны, помогает вычислить самозванца, а с другой, наоборот помогает ему заслужить доверие людей. «Стали бы он/она делиться своими секретами, погружаться в гущу событий, проявлять настолько личное участие в каждом деле и в каждой проблеме, если бы не делали это искренне?» - такой вопрос мы задаем себе в минуты сомнений. Ответ почти всегда играет в пользу самозванца. На самом же деле, это, скорее, отрицательный сигнал.
Самозванцы обладают бунтарской натурой, чем и привлекают своих последователей. Они несут народу волю, но не свободу. Воля, в народном понимании и понимании транслятора этой воли – сброс вообще всех запретов, кровавый разгул и вседозволенность. Такими были последствия всех восстаний, организованных самозванцами, такими, пусть и немного видоизмененными, они остаются и по сей день. Эта позиция соблазняет своей безнаказанностью и оправдывает свои преступления свободой и новизной.
И тогда, и сейчас самозванцы имеют определенную классификацию, основанную на их действиях и на их мотивах. Так, можно выделить самозванцев-бунтарей, самозванцев-авантюристов, самозванцев-марионеток и самозванцев-пропагандистов. Первые видят своей миссией, как им кажется, необходимое изменение привычного течения вещей. Вторые ищут исключительно личную выгоду, хотят заработать и получить авторитет. Третьи оказываются лишь чьим-то инструментом в достижении политических и иных целей, не имея при этом собственной позиции и мнения. Последний тип, не имея особенных личных качеств, старается перебить их отсутствие остротой языка, громкостью и провокативностью заявлений.
Сегодня говорить о том, что самозванец является представителем одного конкретного типа, сложно. Как правило, он сочетает в себе некоторые, а то и сразу все качества, представленные в классификации.
Опыт, который наша страна прожила в период Смутного времени и Восстания Емельяна Пугачева, помогает наглядно пронаблюдать за тем, насколько доверчивым может быть человек, как легко распространяются слухи и каким незащищенным не только от внутренних, но и от внешних проблем становится общество под влиянием самозванца. Из-за шаткости своей позиции такой лидер рано или поздно понимает, что ему необходима поддержка: как материальная, так и информационная, моральная. В эти моменты любая помощь, предложенная со стороны, будет очень кстати, а сами «помощники» получают дополнительную сферу влияния и возможность распространить свои интересы, подчинив «лидера» простым подкупом или шантажом.
Ещё одним сигналом поведения самозванца является трансляция исключительно выгодной информации, громкие заявления, психологическое воздействие на окружающим. Такую позицию можно охарактеризовать фразой «Правда – не то, что произошло, а то, что правдоподобно».
Самозванцы, известные истории, находились на троне очень мало времени, успевая за этот период принять «популярные» законы, не имеющие дальнейшей перспективы. Их решения оказывались интересны «низам», однако приведение их в исполнение могло в перспективе разрушить государственность вообще. Правильный образ, недальновидные, но привлекательные идеи и обещание воли могли заставить народ полюбить самозванца сильнее истинного правителя, но всё это не имело и не могло иметь долгосрочного воплощения.
Пытаясь выступить в роли лидера, самозванец старается как можно больше соответствовать стереотипу, сформированному обществом на протяжении веков, соответствовать ожиданиям, быть максимально «мейнстримным». Подобные персонажи хорошо знакомы с психологией масс, и, несмотря на то, что их игра кажется глупой, наивной и очевидной, последователей оказывается довольно много.
Мы привыкли ассоциировать понятие самозванца с понятием лжеца. Кажется, что уличить такого в злом умысле не представляется проблемой, но самозванцы рушат все привычные знания о вранье – они создают нерушимый положительный образ, заигрывают с обществом, говоря людям то, что они хотят услышать, говорят подробно и даже слишком подробно.
В эпоху социальных сетей и медиа мы, конечно, уже почти не имеем риска попасть на уловки того, кто представился чужим именем или украл личность. Но всё же самозванцы продолжают окружать нас, хотя и под своими настоящими именами, используя как оружие те самые социальные сети. Имея доступ ко всей информации мира, мы также, как и люди, которые не обладают информацией вообще, можем поверить красивой картинке, жалобам или лестным речам.
Главное, что есть у нас сейчас – это знания, которые уже дала нам история, умение сплотиться в период сильных потрясений и умение отличить настоящего человека от обычного актёра, который лишь играет на публику, чтобы добиться собственного величия, богатства или оправдать ожидания внешнего заказчика.
Мы сталкиваемся с самозванцами везде, вопрос лишь в том, насколько мы и наши близкие готовы к этой встрече и насколько мы понимаем вредоносность их действий.