"Их расстреляли на рассвете,
Когда вокруг белела мгла.
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели всем раздеться,
Потом ко рву всем стать спиной,
Но вдруг раздался голос детский.
Наивный, тихий и живой:
«Чулочки тоже снять мне, дядя?» –
Не упрекая, не грозя
Смотрели, словно в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
«Чулочки тоже!»
Но смятением на миг эсэсовец объят.
Рука сама собой в мгновенье
Вдруг опускает автомат.
Он словно скован взглядом синим,
Проснулась в ужасе душа.
Нет! Он застрелить ее не может,
Но дал он очередь спеша.
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат! Что если б дочка
Твоя вот так же здесь легла?
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей!
Ты – Человек, не просто немец!
Но ты ведь зверь среди людей!
… Шагал эсэсовец угрюмо
К заре, не поднимая глаз.
Впервые может эта дума
В мозгу отравленном зажглась.
И всюду взгляд светился синий,
И всюду слышалось опять
И не забудется поныне:
«Чулочки, дядя, тоже снять?"
Муса Джалиль
Более 5 миллионов наших солдат оказались в плену на территории Германии, 3 миллиона 400 тысяч остались похоронены там как неизвестные солдаты. Один из них Муса Мустафович Залилов.
В 1968 году на экраны вышел фильм «Моабитская тетрадь», о талантливом татарском поэте Мусе Джалиле, казнённого в плену в годы Второй Мировой войны. Реальная жизнь Мусы Джалиля - сплошная загадка, которой учёные занимаются до сих пор. Фильм о стойкости и борьбе подпольщиков с фашизмом. Картина раскрывает ещё одну страничку истории Великой Отечественной войны. Фильм на злобу дня, о том как враги пытаются пртивопоставить русских и другие народы России и уничтожить нашу страну.
Моабитские тетради - это исписанные мелким почерком, истлевшие листы бумаги, на которых были стихи, написанные поэтом в застенках Берлинской тюрьмы Моабит, где он будет казнен в августе 1944.
125 стихотворений, написанных в застенках, сделали Мусу Джалиля настоящим поэтом.
Родился Муса Джалиль в деревне Мустафино Оренбургской губернии в 1906 году. Имя при рождении Муса Мустафович Залилов (Джалилов).
Семья была многодетная, Муса был шестым, младшим ребёнком в семье. Стихи начал писать в возрасте 8 лет. Но детских стихотворений не сохранилось, первое сохранившееся произведение - это стихотворение «Бахет» (счастье), написанное им в 13 лет, в 1919 году.
«Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,
Если пуля засела бы в сердце моем,
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком,
— Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.»
/Отрывок стихотворения/
Учился Муса в Оренбургском медресе «Хусаиния», которое после революции было преобразовано в ТИНО- Татарский институт народного образования. Он прилежно изучал теологические (богословские) предметы, любил пение, рисование, светскую литературу.
Повзрослев Муса понял, что религия это не его путь. Кардинальные перемены в его жизни наступят после революции. В 1919 году он вступает в комсомол, получает на рабфаке техническую профессию.
Участвует в Гражданской войне, именно в этот период появляются первые стихи призывающие рабочую молодёжь на борьбу с врагами революции.
После Гражданской войны Муса Джалиль активно участвует в организации первых пионерских отрядов, пишет детские стихи и пьесы.
В 1927 году, в возрасте 21 года он становится студентом литературного отделения Московского гуманитарного университета.
В студенческие годы Джалиля вспоминают как жизнелюбивого, пламенного комсомольца, его уважали, любили, стихи которые он писал на татарском языке, переводились и читались на университетских вечерах. Он подружился с поэтами Михаилом Светловым, Александром Жаровым, бывал на вечерах, где выступал Маяковский.
После окончания университета, его направляют в Казань, где он приступает к журналистской деятельности.
К тридцати годам он становится заведующим литературным отделом Казанского оперного театра, (сегодня носит имя Мусы Джалиля) где работает практически во всех литературных жанрах : переводами на татарский язык русских писателей классиков, пишет песни, пьесы, стихи, поэмы, публицистику.
На основе его поэм, композитор Н.Г. Жиганов напишет оперу «Алтынчеч» (Золотоволосая), которая будет удостоена Сталинской премии.
Творческую деятельность прерывает Вторая мировая война.
Воскресным июньским утром 1941 года, Муса с семьей собрались ехать на дачу к друзьям. О том, что началась война, они узнали на перроне вокзала когда ждали электричку. К друзьям они всё таки поехали, те радостно встречали их на станции, не зная о начале войны. Страшную новость сообщили гости. Друзья провели вместе весь день, не ложились спать до утра. Расставаясь, Муса Джалиль сказал:
«После войны кого-то из нас недосчитаются…»
И хотя Джалиль мог не служить, остаться в тылу (было наличие брони), он отправляется на фронт.
Сначала его направили на курсы политработников, затем на Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом.
Из письма Мусы казанскому другу, литературоведу Газзи Кашшафу:
«Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…»
С этим письмом он пытался отправить в тыл и свои написанные стихи. Очевидцы тех лет рассказывали, что Джалиль всегда носил в своей походной сумке толстую тетрадь, в которую всё время что то записывал. Но где эта тетрадь, осталось неизвестным.
Задачей руководства было прорвать блокаду Ленинграда, учавствовать в Любанской наступательной операции, которая окажется самой трагичной в ходе боёв за осаждённый город. Попытки прорыва ни зимой, ни весной 1942 -го не удались. Основу 2-й ударной армии составляли в основном выходцы из Поволжья : башкиры, татары, чуваши. По сути дела солдат бросили в болотистый район, без дорог, без еды (суточная доза составляла 50 грамм сухарной крошки на человека) и эти сотни тысяч людей, героев, мучеников спасли Ленинград, оттянув на себя значительные силы немцев.
С 17 марта и до конца июня вторая ударная была почти в полной блокаде. Остался узкой коридор в 300 метров, который переходил из рук в руки, за него шла битва, трупы солдат там лежали в несколько слоев, по которым пробивались танки. Потери составили 100-110 тысяч русских солдат.
В ночь с 24 на 25 июня немцы взяли в плен более 30 тысяч бойцов, командующий армией генерал Власов сдался в плен добровольно.
26 июня 1942 у деревни Мясной Бор (Новгородская область) Джалиль был тяжело ранен и тоже попадает в плен. С этого момента никто на Родине не будет знать что с ним, жив он или мёртв. И только спустя многие годы, откроется правда о судьбе этого мужественного человека.
В плену он вступает в ряды легиона «Идель-Урал» (Волга-Урал). Созданный в 1942 году легион «Идель-Урал» являлся подразделением вермахта, агитировавших воевать на стороне немцев, обещая богатое будущее после победы. Состоял легион из представителей поволжских народов (в основном из татар). Легион почти не участвовал в боевых операциях, а его бойцы при первой возможности стремились перейти на сторону СССР. Те, кто вступил в ее ряды, были хорошо одеты, накормлены и помещены в нормальные условия. Пленные вначале хотели устроить бойкот, но затем решили сделать вид, что соглашаются, а на самом деле заниматься подрывом изнутри. Муса Джалиль был одним из идейных вдохновителей сопротивления. Это стало его вкладом в историю страны наравне с творчеством.
К концу 1944 года гитлеровцам стало ясно, что план использования национальных антибольшевистских военных формирований под флагом рейха провалился. В этом, несомненно, была и заслуга Джалиля.
Муса прикрывался просветительской деятельностью и посещал лагеря. Но вместо пропаганды нацистских идей организовывал побеги, думал о восстании.
В течение года Джалиль участвовал в организации подполья. Встречи подпольного комитета проходили под видом дружеских вечеринок. Конечной целью было восстание легионеров. Последнее совещание подпольщиков состоялось 9 августа 1943 года. На нем Муса сообщил, что связь с партизанами и Красной Армией налажена. Восстание было намечено на 14 августа 1943. Однако в ночь на 12 августа начались аресты, их выдал провокатор. Джалиля и 10 его соратников поместили в одиночные камеры Моабитской тюрьмы в Берлине. Во время допросов ему сломали левую руку, раздробили пальцы. Но ещё больнее были мысли о том, что на родине его могут считать предателем, он знал, какая участь может ждать его семью. Все знали слова Сталина: у нас нет военнопленных, у нас могут быть лишь предатели и изменники родины.
Пускай умру, но как перед концом
Я не увижу дочери моей?
Как умереть и не припасть лицом
К родной земле, могиле матери моей?
Муса Джалиль
И он, и его соратники, знали что обречены на казнь. Смертный приговор был вынесен в феврале 1944, казнь состоялась в августе 1944.
В Моабите с Джалилем сидел бельгийский патриот - Андре Тиммерманс. Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, которые приносили бельгийцу. Из этих полосок ему удавалось сшивать подобие блокнотов, и карандашом, мелким-мелким почерком писал стихи.
«Нет, врешь, пaлaч,
не встaну нa колени.
Хоть брось в зaстенки,
хоть продaй в рaбы!
Умру я стоя, не прося прощенья,
Хоть голову мне топором руби!» –
/стихотворение написанное в фашистских застенках/
На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал:
«К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание.
Муса Джалиль. 1943. Декабрь».
25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине казнили 11 членов легиона «Идель-Урал». Среди них был и Муса Джалиль. Поэту было всего 38 лет…
Место захоронения неизвестно.
Пускай мои минуты сочтены,
Пускай ждёт меня палач
И вырыта могила,
Я ко всему готов.
Но мне ещё нужны
Бумага белая и чёрные чернила!
Муса Джалиль
Большой цикл стихотворений был передан после войны в СССР. В 1946 году бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с 60 стихами Джалиля. А в 1947 году из советского консульства в Брюсселе в союз писателей поступила вторая тетрадь стихотворений. Она легла в основу знаменитого сборника под названием «Моабитская тетрадь».
Тетради вернулись на родину после войны, но стихи не стали публиковать, так как на Мусу Джалиля было заведено розыскное дело, он числился предателем. И только в 1953 году, после смерти Сталина, первые стихи были опубликованы, благодаря поэту Константину Симонову. Позднее, в газете «Правда» вышла статья, которая называлась «Сильнее смерти», по сути это была реабилитация Джалиля.
В 1956 году Мусе Мустафовичу Залилову присвоено звания Героя Советского Союза, посмертно.
Жизнь после смерти, о которой так заранее волновался Муса Джалиль продолжается, его подвиг поучителен, стихи востребованы, память в народе жива. Книги изданы многомиллионными тиражами, переведены на 56 языков мира. Учёные уже много лет изучают творчество Мусы Джалиля, историю легиона Идель-Урал. Несколько лет назад, в музыкальном архиве национальной библиотеки Лейпцига были найдены пластинки с записью хора военнопленных, который организовал Муса Джалиль.
Нет, без следа ничто не исчезает,
Не вечен мрак за стенами тюрьмы.
И юные когда нибудь узнают,
Как жили мы, и умирали мы!
Муса Джалиль