🗺Тайна карты белых пятен
Татьяна Петровна впервые обратилась ко мне 2 года назад. На прием её записывал и привёл статный, седовласый супруг. Это запомнилось.
Сидя на стуле в твидовом костюме и закинув ногу на ногу, она как-то нервно ёрзала на стуле, без конца теребя маленькую сумочку.
Но в глазах читалась почти безысходность и сквозило неверием, безразличием к происходящему.
Я пыталась расположить Татьяну Петровну к себе, но беседа шла трудно. Это тоже запомнилось.
На многие вопросы она отвечала в таком роде: «Да ничем я не болела и не болею, к гинекологу вообще не ходила и не хожу. Молочница только часто бывает, но я её приспособилась сама лечить».
Слово за слово. Наконец мы вместе выявили жалобы: Татьяну Петровну уже давно изнурял постоянный зуд, усиливающийся ночью, в тепле, после физической нагрузки, после душа, после крайне редкого и «ненавистного» интима. В итоге не стало близости, больно всё это было и неприятно.
Элегантная, как царица Тамара, Татьяна Петровна взобралась на кресло, читай трон. Эдакое недоверие "ну что ты сможешь?". (Раньше она ездила на консультации в областной город, по рангу положено. Но с её слов, все врачи назначали одно и тоже, и поездки к гинекологам сошли на нет. Таких вот средств от кандидоза полно в аптеках).
Я чувствовала себя тогда подмастерьем. В голове заранее перебирала возможные фишки, что я предложу от приставучего кандидоза этой пациентке.
«Логично, очень даже может быть у неё хронический кандидоз, - думала я. Нет никаких оснований не верить прежним врачам. Потому что Татьяна Петровна имела метаболический синдром (сахарный диабет 2 типа, ожирение 1 степени и гипертоническую болезнь), всё, как положено начальнице со стажем. А это группа риска по кандидозам».
Но увидела я, ещё до результатов анализов, в этот раз не кандидоз, а…«карту белых пятен» на вульве. И расчесы.
После обследования диагноз подтвердился, это оказался склероатрофический лихен (лейкоплакия вульвы или раньше называли краурозом). Встречается чаще в перименопаузе, но иногда и у молодых женщин при дефиците эстрогенов, носительстве вирусов, нарушениях иммунных, нарушенном метаболизме и...все причины до конца науке не ясны.
Заболевание это хроническое, трудно поддающееся лечению, с ремиссиями и обострениями. Постоянный зуд вульвы постепенно приводит к невротическим расстройствам, в литературе описаны даже суицидальные попытки.
В тяжёлых случаях возможно радикальное хирургическое лечение – иссечение кожи вульвы и пересадка кожи с бёдер. А у остальной группы больных – требуется длительное, комплексное лечение, которое приводит к облегчению состояния и ремиссиям.
Татьяна Петровна тревожно спросила – не рак ли это. Это не рак, но фоновый процесс. Считается, что на фоне таких вот дистрофических процессов чаще может возникать рак вульвы. Но женщине сказала просто, что это не рак.
С этим заболеванием надо просто научиться мирно жить. И мы с Татьяной Петровной научились!
Топические кортикостероиды сошли на нет и остались как «скорая помощь», а в постоянном режиме для ухода вот уже полгода идеально подошёл препарат с фитоэстрогенами и гиалуроновой кислотой. Моя пациентка недавно попросила, напишите о нём в своём блоге, ведь это очень хороший уходовый крем. В контакте написала, а здесь по правилам нельзя. Его можно применять просто для интимной гигиены, особенно в постменопаузе, без рецепта врача.
Формат поста не предполагает описания нудных схем лечения. Но взаимодействовали мы с пациенткой регулярно.
Татьяна Петровна записывалась теперь сама. Улыбалась всё чаще. И даже потом делилась личными успехами. Полегчало. Зауважала. Жизнь заиграла давно забытыми переливами. Потому что в процессе лечения ещё и поменяла со мной пищевые привычки, постройнела. Без ночного зуда наладился сон. И, как следствие, стало меньше повышаться давление. Вот такая вот почти волшебная история.
У зуда и жжения вульвы много причин, "чешется" не только кандидоз. Самолечение чаще не приводит к результату.
Скажите, было ли полезно прочитать? Слышали о краурозом раньше?
Ваша Ирина Анатольевна❤