Приветствую всех заглянувших, с Вами на связи КиноИнна.
Уже несколько дней я нахожусь под сильным и странным впечатлением от британского фильма «История матери» 2003г. режиссера Роджера Мичелла.
Мэй уже давно живет спокойной жизнью английской бабушки. Но когда во время визита к детям в Лондон умирает ее муж, она осознаёт, что ей необходимы бурные перемены.
Поселившись у своей дочери, Мэй знакомится с ее любовником Дарреном, очаровательным и сильным мужчиной, который годится ей в сыновья. Их приятные отношения внезапно перерастают в бурный тайный роман, и теперь даже сама Мэй не может понять, что это для нее — всего лишь попытка спастись от одиночества или этот рискованный шаг — загадочное и манящее начало новой жизни, способное в любой момент обернуться грандиозным скандалом…kinopoisk.ru
Какие ассоциации у вас возникают при слове британский кинематограф? Пожилые тетушки и воскресные пудинги, джентльмены и бисквиты, твидовые костюмы и чопорные дворецкие. Клюшки для гольфа, Агата Кристи и мистер Дарси. Пончики с яблочной начинкой, и воротнички, и палочки корицы в коробке с подарком, и рождественские гуси. В мире английского кино пожилые провинциальные англичанки вяжут, пекут пироги, поют в церковном хоре — всего этого привычного британского антуража не будет в фильме-герое статьи.
«История матери»—история разрушенной судьбы незаметной женщины, её жизнь была обыденна и ни чем не примечательна, она прошла как-будто мимо неё: вся взрослая жизнь в унылом браке, двое детей, внуки, пасторальный уютный дом в пригороде, отсутствие ярких женских «страстей» и интересной работы по душе — вот так и прошла вся жизнь домохозяйки Мэй.
Во время визита к детям умирает пожилой супруг Мэй. Умирает тихо и резко — как-будто отжил свою программу. Даже не поговорили на прощание о чём-то. А надо ли было?
Одним из психологов подмечено: после утраты супруга больше всего горюют те женщины, брак которых был несчастлив. Приходит ощущение свободы и понимание, что жизнь прошла зря рядом с нелюбимым человеком. А те счастливицы, у которых был гармоничный и крепкий союз, зачастую, принимают уход супруга более спокойно — они благодарны мужу за совместно прожитую жизнь и им есть что вспомнить. Нет этой пустоты и ощущения, что жизнь слита впустую.
Мэй по супругу не сильно горевала, но его смерть бесспорно, стала толчком для душевного раздрая и смятения пожилой женщины. Мэй осознала, что всю жизнь, по-женски, была несчастлива. Дети взрослые, уже внуки есть...а Мей почувствовала запоздалое тление страстей. Да к кому! К любовнику дочери, который младше её лет так на 35!
Даррен (Дэниел Крейг)—проблемный мужик с кучей долгов, женат и живет в трейлере, грубоват и неотёсан, но...по мужски очень притягателен — этакий мачо-мужлан. Даррен — клишированная фантазия многих женщин: джинсы на голое тело, голубые глаза и брутальная небритость, отменное чувство юмора и отсутствие моральных принципов — таких называют самцами. Скажу честно: каждый раз залипала на экран при его появлении в кадре. До сих пор гадаю — у него то какие мотивы были? Просто мужское «сочувствие» пожилой симпатизирующей ему женщине или все-таки голый расчет?
Мэй не избалована комплиментами от мужчин да и возраст уже почтенный, Даррен искренне (или нет?) проявил интерес к её персоне, пару раз мило побеседовали за обедом, прогулялись по Лондону, отвесил пару дежурных комплиментов — ничего криминального. Даррен строил веранду в доме дочери Мей и, по совместительству, был её любовником. Огромная разница в возрасте и факт того, что это мужчина дочери должны были остановить Мэй, но нет... Мей сознается в своей страсти и неловко, с мольбой, просит Даррена разделить с ней ложе.
Как же больно было на это смотреть! Режиссер был безжалостен к зрителю—картина 18+... При просмотре ощущаешь смешанное чувство испанского стыда и жалости к женщине. Усугубляло ситуацию то, что актриса Энн Рейд выглядит как обычная женщина её возраста, это не утонченная и манкая Изабель Юппер(69 лет), даже не наша Проклова(69 лет) это именно обычная немолодая женщина... Камера беспристрастно и безжалостно являет зрителю голое тело 60+, еще и на контрасте с молодым мужчиной. «Кого ты видишь перед собой? Старую овцу...»—понимает это и героиня фильма, по крайней мере пока...
Опять же нельзя однозначно ответить, чем обернулась эта «прощальная женская гастроль» для героини. С одной стороны Мэй испытала ранее ей незнакомый телесный восторг, с другой стороны она поняла чего была лишена. Мэй остро почувствовала, что жизнь явно обделила её такой вот любовью. Телесной и плотской. Мне кажется, что уж лучше бы Мэй жила себе спокойно и сосредоточилась на других аспектах жизни. А так, в итоге, она еще острее почувствовала свое одиночество.
Вторую половину фильма было больно смотреть. Такие истории хорошо не заканчиваются. Мэй окончательно выпала из реальности и стала напрягать Даррена своей привязанностью и ...гммм посягательствами и приставаниями. Если изначально мне было её жаль, то потом она меня безумно раздражала. Парень, годящийся тебе в сыновья, подарил тебе несколько прекрасных мгновений, всё — остановись на этом и вспоминай с мечтательной улыбкой. Но Мэй только всё сильнее привязывалась к Даррену. Начала обещать ему материальные блага (справедливо кстати) и нафантазировала себе, что они уедут с Дарреном и будут вместе! Я уж молчу, что её родная дочь тоже была привязана как кошка к этому мужику.
Я понимаю, что мы, женщины, прикипаем к тем, с кем нам хорошо. Сколько дам начинали отношения «исключительно ради здоровья». В итоге влюблялись в партнёра, начинали хотеть большего, а у мужчины этого вовсе не было в планах. Самая коварная ловушка. Конечно, в жизни чего только не бывает, но эти «отношения» были не здоровы и обречены изначально. Мэй должна была это понимать. В фильме был момент, когда у неё случилась близость с ровесником. Утрировано и гротескно были показаны все «прелести» тесного общения с пожилым мужчиной. Мэй еле скрывала свое отвращение, так вот в этот момент ей должна была прийти в голову мысль — примерно то же испытывает и Даррен.
Еще столько всего хотела написать на тему, в фильме множество вопросов, на тему которых интересно порассуждать, но тогда статья получится «безразмерной». Подытожу: мои симпатии в фильме полностью на стороне Даррена, как ни странно, я считаю его вообще пострадавшей стороной. У Даррена проблемы в жизни, он ничего не обещал дочери Мэй когда спал с ней, а Мэй ему было , изначально, просто жаль. За все в жизни нужно платить. Хочешь молодого-красивого—плати. Эти ненормальные бабы, мать и дочь, вымотали парню все нервы(«Да ктоя вам! Тр..х..рь?!), сами прилипли к нему как мартовские кошки и чего-то от него ждут. А он никому и ничего не обещал. К Мей изначально он испытывал человеческое сострадание. Как это не смешно звучит, но в постель с ней он лег из того же сострадания. Когда «отношения» начали его напрягать, ничего аморального, что он решил поправить свои жизненные проблемы за счет Мэй. Это более чем справедливо.
Для себя я сделала такой вывод: если в старости, не дай бог, у меня возникнет тяга, например, к друзьям моего сына, я не буду гнать от себя это чувство, но и предпринимать ничего не стану конечно—уж очень неприятно это выглядит со стороны. Ну например: «Я испытываю страсть к мужчине намного младше себя. Это нормально: он молод, красив, умён, кому не нравятся молодые-красивые? Не буду сопротивляться чувству к нему, но и не стану предпринимать каких-либо действий, чтобы реализовать своё желание. Знаю, это влечение пройдёт».
И все-таки жить надо на полную, чтобы в старости не было мучительно больно от нереализованных потаенных страстей.
Спасибо, что дочитали. Читайте также:
#британское кино #дэниел крейг #энн рейд #драма #неравные отношения #мужчина и женщина #семья #европейское кино #история матери 2003