У бизнес-плана есть три основные задачи. Первая задача – это обозначение общих целей. Вторая задача – облегчение задач, стоящих перед менеджером, так как гораздо проще все обдумывать, когда это изложено на бумаге. Третья задача – привлечение профессиональных инвесторов, которые по вашему бизнес-плану получат общую информацию о проекте.
В по-настоящему качественном бизнес-плане должно быть указано множество вещей:
- ценность проекта, чтобы люди знали, за что они платят;
- сумма денег, необходимая на старте проекта;
- возможности роста;
- возможные риски и способы преодоления опасностей;
- список конкурентов;
- список партнеров, а также список команды.
Для этого существует форма написания бизнес-плана.
Также в бизнес-план следует включить и подробный перечень источников, из которых получены доходы и расходы. Также очень важно указать размеры предполагаемой прибыли и время, когда собственно говоря, предприятие и станет прибыльным.
Форма написания бизнес-плана включает в себя следующие пункты:
- Титульный лист.
- Содержание.
- Введение.
- Возможности рынка.
- Обзор рынка.
- Команда.
- Бизнес-модель.
- Финансовые показатели и прогнозы.
- Риски.
- Источники средств и их использование.
- Приложения.
А теперь следует коротко остановиться на каждом пункте из формы написания бизнес-плана. В титульном листе и содержании следует упомянуть адрес компании, ее название, контактные данные и общее оглавление. Объем бизнес-плана должен составлять около 30-40 страниц, включая приложения. Далее в структуре написания бизнес-плана следует достаточно важная часть, к которой нельзя отнестись небрежно. Во введении необходимо рассказать о целях проекта, его ценности, размере ожидаемой прибыли. Также полезный совет, касающийся написания введения: его лучше всего составлять уже после написания самого бизнес-плана, так как будет проще представить общую картину.
Затем следует анализ возможностей рынка, где вы должны объяснить, кому вы будете продавать свой проект. Здесь следует упомянуть величину рынка, прогноз его роста и потенциальные угрозы. Большинство информации вы найдете в СМИ и на отраслевых сайтах. Только не забудьте упомянуть, где вы брали информацию.
Во время обзора рынка вам, изначально, необходимо учитывать то, что ваше предложение практически наверняка не будет уникальным и единственным, и поэтому просто необходимо взглянуть на проекты конкурентов трезво и непредвзято. Ответив на вопросы о том, почему именно ваше предложение наиболее выгодно, вы можете двигаться дальше. А дальше вы плавно переходите к исполнению. На самом деле исполнение и сама идея примерно равнозначны по своей важности, поэтому следует серьезно отнестись к набору команды. В вашем обзоре команды должны быть приведены резюме всех участников и объяснены причины, по которым вы выбрали именно их.
После этого вам необходимо описать источники дохода и убедиться, что вы перечислили все без исключения источники. Этот раздел является, по сути, производственным планом будущей фирмы.
Затем следует рассказать о финансовых показателях. Здесь надо приложить отчет о прибылях и убытках за год и предоставить прогноз на ближайшие три года. В следующем разделе должны быть перечислены все возможные риски. Причем должны быть предоставлены варианты развития сразу трех сценариев: худшего, среднего и лучшего.
Вы должны быть готовы к тому, чтобы справиться с самым худшим сценарием. Затем следует указать ваши планы по использованию инвестиций, и то, куда и на что вы собираетесь потратить их. И последний пункт в форме написания бизнес-плана – это приложения, которые включают в себя все необходимые документы. Титульный лист бизнес-плана представляет собой программу, осуществляющую бизнес-операции, содержащую данные о фирме и товаре, а также эффективность и организацию операций.
Для эффективного бизнес-плана очень важными показателями являются четкость, краткость и доступность. Именно эти качества способствуют тому, чтобы именно ваш бизнес-план был выбран среди множества других. А конкуренция на самом деле очень большая.