Летом 2021 года в Калининградской области был восстановлен и дополнительно исследован учеными важный археологический памятник – курганный могильник, который использовался местным населением не менее 1000 лет. Он был найден впервые немецкими специалистами, затем исследовался в советский период, однако еще недавно находился в полузаброшенном состоянии.
Общеизвестно, что долгое время, вплоть до X-XII веков, одно из крупнейших восточнославянских племен, вятичи, практиковали захоронение своих умерших в насыпных курганах по древнему языческому обычаю, невзирая на многочисленные попытки их христианизации.
Курганы вятичей и в наши дни часто можно встретить по всей Московской области и даже в лесопарках и парках на территории самой Москвы.
Также курганные могильники были характерны для другого крупного восточнославянского племени, кривичей. Его представители жили в районах современных городов Псков, Смоленск, Полоцк и других.
Крупнейший курганный некрополь кривичей был обнаружен под Смоленском в районе деревни Гнездово, где в древности находился известный из византийских источников русский город Милиниски – первоначальный Смоленск.
Большие сопки с захоронениями местных вождей были присущи и ильменским словенам – предкам новгородцев. Их сопки были обнаружены как в районе самого Новгорода и озера Ильмень, так и на близлежащем Рюриковом городище и, конечно, в легендарной Старой Ладоге – самом древнем из известных современным историкам и археологам русском городе (он существовал как минимум уже в середине VIII века).
Славянская традиция возводить над могилами важных персон большие земляные насыпи - сродни скандинавскому обычаю сооружения больших курганов, как в той же Старой Ладоге, где наиболее известен курган Вещего Олега, а также курганы скандинавских дружинников на правом берегу реки Волхов, в урочище Плакун.
Самые большие скандинавские курганы можно видеть в наши дни в шведской Старой Упсале, где и сейчас в Вальпургиеву ночь на 1 мая шведы жгут большой языческий костер.
Однако многие ученые склоняются к мысли, что как вятичи, так и кривичи, а, возможно, и другие восточные славяне и скандинавы переняли данную традицию у своих соседей – балтов. Ведь они были известны длительным сохранением очень древних общеиндоевропейских традиций.
Здесь можно упомянуть, что у современных латышей и литовцев в сельской местности языческие пережитки поклонения священным камням сохранялись практически вплоть до последнего времени.
А литовский язык максимально близок не к другим современным языкам индоевропейской группы, а к вымершим письменным – латыни и санскриту.
Обычай возведения курганной насыпи над могилой усопшего уходит в глубину веков и обнаруживается у индоевропейских народов, предков балтов, еще в бронзовом веке.
Особенно отчетливо он прослеживается на протяжении многих столетий у западных балтов, предков пруссов и у самих пруссов. Фактически они придерживались одной и той же традиции возведения курганных могильников с некоторыми вариациями с доисторических времен и чуть ли не до средних веков.
Одним из регионов, где учеными выявлено относительно большое количество древних курганных могильников протобалтов и самих балтов является Калининградская область, в районе современных курортных городов Зеленоградск (бывший Кранц), Пионерский (ранее Нойкурен) и Светлогорск (Раушен). Курганные могильники были найдены, например, в Рантау (ныне Заостровье) и Грюнхофе (ныне Рощино).
Длительную историю изучения имеет курганный некрополь в районе нынешнего курортного городка Отрадное (бывший Георгенсвальде). Он находится к западу от Светлогорска в пешей доступности от него.
Случайные находки древних артефактов были зафиксированы в бывшей Восточной Пруссии еще в XVI-XVII веках. В 1724 году обер-лейтенант фон Геслер провел первые на территории Пруссии археологические раскопки с составлением полного отчета.
Его работу можно считать чуть не первым профессиональным археологическим исследованием во всей Европе. Военный топограф Иоганн Гиз в свою очередь нанес на карту около 300 прусских городищ.
В 1844 году в Кенигсберге (ныне Калининград) было основано «Общество изучения праистории», стараниями которого в Королевском замке открылся музей древностей «Пруссия». Музей активно занимался археологическими раскопками, результаты которых публиковались в специальном научном журнале в 1875-1940 годах.
В 1904-09 годах ученый Кемке исследовал в Георгенсвальде могильник из 13-14 курганов, где захоронения производились с периода позднего бронзового века и до начала железного века.
Как оказалось, курганы содержали внутри каменные насыпи в форме кругов с погребальными камерами, где стояли урны с прахом кремированных умерших. (Древнеевропейская культура по ним так и была названа – культурой полей погребальных урн).
В августе 1930 года специалист музея древностей «Пруссия» Карл Энгель изучил в составе этого некрополя так называемый Курган III диаметром 15 м и высотой 1,5 м. Как выяснилось, он содержал внутри каменный круг диаметром 7 м, выложенный в два слоя, погребальные камеры и разрушенный со временем внешний круг из камней.
Самая древняя часть в центре кургана была выложена из камней в виде овала. Затем туда «подселяли» новых покойников в 1000-750 годах до н. э. В 500-200 годах до н. э. за пределами каменного венца Кургана III и основных погребальных камер также производились захоронения. В середине 1 тыс. н. э. в Курган III была добавлена еще одна каменная камера с двумя урнами.
В конце 1930-х годов найденные камни скрепили цементом, а на месте курганов устроили общедоступный музей под открытым небом. В 1969 и 1975 годах могильник в Отрадном исследовали уже советские археологи. Увы, со временем он пришел в не слишком хорошее состояние.
Лишь в 1981 году советскими властями ему был присвоен статус объекта археологического наследия. Данный статус официально подтвердили уже российские власти в 2007 году. И лишь в 2021 году были проведены дополнительные научные исследования и выполнена реконструкция памятника.
Его важность определяется тем, что он позволяет пролить свет на древние индоевропейские культы.
В Отрадном веками существовали семейные усыпальницы местных родов.
Считается, что их похоронная традиция возникла около VIII века до н. э. на основе взаимодействия культур местных жителей и пришельцев из ареала лужицкой культуры, носителей которой считают протославянами.
(Западные балты в культурном отношении были ближе к славянам, чем восточные балты).
Очень интересно проследить и то, как соотносятся местные традиции с обычаями других древних народов Европы. Так, прах кремированных покойников хоронили в урнах за несколько веков до н. э. еще этруски.
А традиция хоронить с умершим хозяином его коня существовала у древнего индоевропейского народа венетов, также жившего по соседству с этрусками на северо-востоке современной Италии и давшего свое имя Венеции.
Предки пруссов, известные в античности как эстии, которые также были известны обычаем хоронить с хозяином его коня, с древности активно торговали с народами Средиземноморья янтарем – изделия из него находят не только в Древнем Риме и Греции, но даже в Древнем Египте и Шумере. (Да и Вещий Олег со своим конем тут тоже в тему).
Возможно, дальнейшее исследование курганных могильников в Отрадном и по соседству позволит ученым более точно проследить культурные и материальные связи всех этих древних народов. В частности, многих давно волнует вопрос схожести наименования племен вятичей и венетов.
Также на канале: