Вопрос об оплате анализа – тема, которая довольно часто выходит на первый план. Особенно у тех, кто анализ не пробовал, но имеет мнение. Все знают эти истории: дорого, долго ходить, за что я плачу и где результаты… Или ещё проще: психоаналитики используют клиентов для собственной выгоды. В целом ничего особенного – все те же разговоры о деньгах люди ведут в обычной жизни.
Однако следует обратить внимание на три момента: два очевидных и один куда менее явный.
Первый момент прост: уже Фрейд чётко объяснил почему аналитик берёт плату. Он вводит принцип «нет оплаты – нет терапии» не только потому что самому аналитику удобнее брать деньгами, чтобы вместо них не требовать чего-то большего (любви, верности идеям или хотя бы натуры). Столь же важно понимание нашей психики как аппарата бессознательной (т.е. не ясной для нас) прагматики. И не только страдание вписано в нашу экономику страстей, но и способность преодолеть своё сопротивление, попытаться получить что-то ценное для себя от анализа находится в прямой зависимости от того насколько ценятся потраченные деньги и время.
Второй момент напрямую вытекает из опыта клиники: во многих случаях личного анализа вопрос денег как объекта (одного из немногих), переходящего от субъекта психоаналитику, рано или поздно возникает. Просто потому что в нашей культуре деньги – объект, регулирующий доступ к другим объектам (объектам желания/наслаждения). Так что сложно себе представить бессознательное совершенно индифферентное к деньгам, поскольку определённый «отказ» или «преуменьшение значимости» денег – такое же заинтересованное отношение к ним, как и «преувеличение» или «вера в способность денег дать нечто желаемое (например, любовь другого, (само) уважение, безопасность и т.д.)». Поэтому оплата – это инструмент аналитика.
Последнее хорошо видно на практике оплаты пропущенных сессий. Подобное делается отнюдь не ради дисциплины, а потому что сам акт анализанта важно подчеркнуть (и это тоже работа аналитика). Ведь и забыть, и сознательно выбрать «не идти» - это что-то говорящее о субъекте, его желании, симптоме или сопротивлении. Оплата как раз и запускает вопрос «что это было и что я узнал из этого акта о себе?».
Оба этих момента настолько очевидны, что взяты на вооружение многими психотерапиями, даже не любящими психоанализ. Но я бы хотел дать ещё одну, очень простую и прямолинейную интерпретацию темы оплаты, которую нередко обходят. Дело в том, что бессознательное чаще всего идёт простым путём: оно смещает элементы или акценты, вместо того, чтобы изобретать что-то новое. Поэтому весомая часть темы об оплате психоанализа – это форма алиби, вытеснение или даже род проекции банальной истины, известной всем анализантам. «Аналитиком пользуются». Отсюда и настойчивость фантазий об "ужасных" аналитиках, которые употребляют клиентов себе во благо. Прямо так, без соли.
Аналитиком пользуются. Это (явно или неявно) знают все, кто проходил/проходит свой анализ. Это прекрасно знают сами аналитики, которые были в анализе. Об этом догадываются те, кто ещё не пошёл в анализ. Им пользуются и это совершенно нормально. Но неудобно признавать. По крайней мере невротикам. И неважно, чем он/она руководствуются: гуманистическими иллюзиями, фантазией о своей независимости от других или уникальной бредовой конструкцией. Хотя настоящий психоаналитик готов к этому, именно для этого его личность и устраняется из анализа.
Аналитиками пользуются как местом и как условием. Размещая в них личные фантазии и объекты. Написывая и названивая им в кризисы. Сбегая в мысли о них от тревоги и неопределённости. Сотнями других способов, превращающих реального психоаналитика в персонажа историй и отхожее место для неудобной психопродукции.
И вот именно поэтому психоаналитик берёт оплату. Порой ровно такую, чтобы это не казалось мелочью, но оставалось доступным. Логика простая: если не замещать подобный дисбаланс деньгами, то рано или поздно личность психоаналитика вернётся, чтобы «взять своё» - то есть использовать анализанта для каких-то своих целей. Почти всегда бессознательно. Без оплаты даже величайшему психоаналитику будет сложно оставаться только психоаналитиком в кабинете. Наличие же платы делает «пользование аналитиком» ценным для бессознательного самого анализанта, а значит, даёт шанс на то, что он воспользуется очередной сессией ради того, чтобы продвинуться к тому, что желает он и только он.