Простите за то, что не стал прописывать это слово в заголовке как положено – сейчас оно считается нецензурным, но всего 100-150 лет было вполне обиходным и практически литературным. Так называли тех, кто по своему статусу рождения становился вне закона, сам даже не успев совершить ничего противозаконного.
В наше время трудно представить, что раньше статус человека в обществе определялся тем, в какой семье он родился. То есть дети занимали в обществе то же положение что и родители – дети дворян были дворянами, купцов – купцами, крестьян – крестьянами… крепостных – тоже становились крепостными.
Но вот были и такие, кто выходил за рамки сословного слоя, и был, по сути, никем. С ними обращались еще хуже, чем с остальными просто потому, что он не там родился.
Это незаконнорожденные, те, кто родился вне брака. Их и называли на иностранный манер бастардами, а на русский – просто выбvядками. Сейчас это обзывательство, но тогда эмоциональной окраски слово не имело, и упоминалось в официальных бумагах. Вот, например, Судебник 1589 года: «А выблятку, которые не от венчаные жены родились, бещестья две денги для материных промыслов».
Незаконнорожденные лишались всех прав. В Соборном уложении указывалось, что у таких детей, если они рождены у дворян, нет прав на поместья и вотчины, даже если они были приобретены на службе. Они были лишены чести:
«А будет про того челобитчика в сыску скажут, что он прямоi выбляток… и таким выблятком в бесчестьях отказывать».
К тому же бастарды лишались права на нормальное христианское имя. Называли их не по Святцам, а необычными именами, что указывало на их незаконное рождение. Например, так появилось имя Богдан (Богом дан), Иудин, Христиард, Полуян, Полунадеждин. Приставкой полу- указывалось на то, что человек – полукровка.
Потом такие имена преобразовывали в подобие фамилий. К примеру, в XIX веке жил художник по фамилии Перов, являвшийся незаконнорожденным сыном барона Криденера. И фамилия Перов появилась у мальчика после того, как он стал учиться в школе, т.к. хорошо владел пером.
Интересно, что имя Богдан имеется именно в этом статусе среди потомков многих фамилий и даже в известных династиях. К примеру, род Тургеневых имеет Богдановскую линию. А у художника Богданова-Бельского первая часть фамилии появилась потому, что он – незаконнорожденный.
Судя по запискам Чехова среди ссыльных жителей Сахалина очень много Богдановых. А имя Богдан в святцах не встречается – вместо него используют имя Федот. Кстати, этим именем тоже часто называли малышей, появившихся вне брака.
Интересен тот факт, что по закону бастарды могли получить в наследство лишь имущество матерей. Титулы и состояние отцов им иметь не позволялось. Однако отцы должны были содержать своих незаконных детей до достижения ими совершеннолетия.
Вспомните Алексея Бобринского, незаконнорожденного сына Екатерины II и графа Орлова. Родители отдали его на воспитание в чужой дом, но навещали его. И по достижении им совершеннолетия Бобринский получил наследство от отца.
Лишь после Революции советская власть смела эти различия между незаконнорожденными и законными детьми. И если отец не хотел жить в браке, то он должен был платить алименты на содержание своего незаконного ребенка.