Как только ребенок родился, он пробует этот мир на вкус, старается с ним войти в контакт и учится взаимодействовать. Именно отсюда и начинается интериоризация — формирование сознания и психики.
Вера Супряга, нейропсихолог
Что может понять ребенок в начале своего пути? Вокруг столько всего нового и неизведанного. Первый человек, которого он видит в своей жизни, — это мать. Он запоминает ее запах, голос, руки, тело, отличает от других людей. А потом начинает взрослеть и больше взаимодействовать с другими людьми, предметами, налаживает коммуникацию с событиями этого мира и, конечно, подражает. С подражания и начинается наша жизнь, формируются сознательные и психические процессы. Этот процесс и называется интериоризацией.С помощью интериоризации ребенок учится выполнять мыслительную деятельность: сравнивать, читать, считать и анализировать. Скорость умственного действия постепенно повышается и выполнение его становится более активным.
Откуда пришел этот термин и в чем его суть
Социология первой ввела это понятие, а далее советский психолог Лев Выготский окончательно конкретизировал этот термин в психологии как процесс формирования основных функций человеческой психики на основе опыта взаимодействия с внешним миром в процессе взросления. Он считал, что любая функция психики человека формируется с самого начала в форме внешней деятельности, а потом превращается в компонент сознания. Таким образом, интериоризация это и есть этот переход внешних форм во внутренний функционал психики.
В процессе общения человека с людьми идет формирование понимания этого мира, в результате чего в психике создаются синхронные процессы, рождающие целую структуру, например, эмоциональность, однако исключая такие процессы, как восприятие, память, на основе которых и происходит процесс интериоризации.
Что происходит при интериоризации
- формируется устойчивая психика;
- появляется и расширяется мышление;
- развивается самосознание личности;
- накапливается жизненный опыт;
- формируются социальные навыки.
Интериоризация закрепила за собой формирование определенных структур, благодаря которым существует сознание, и это происходит в процессе общения человека с социумом. Результатом становится то, что психика ребенка формирует и закладывает базовые структуры сознания.
В психологии интериоризация изучается методами наблюдения: беседой, тестированием и способом естественного эксперимента.
Доверяй, но проверяй: что такое критическое мышление и полезно ли его развивать
Основное, за что нужно поблагодарить интериоризацию, так это за то, что все мы, уже будучи во взрослом возрасте, имеем возможность понимать свою призму жизни сейчас и в будущем, то есть жить сознательно, так как восприятие окружающего мира сформировано в детском возрасте. Если бы не было этого взаимодействия и закладывания правильных функциональных процессов в психику — человек бы просто не смог существовать в социуме.
Таким образом, интериоризация — это процесс становления психики, сознания и мышления под влиянием опыта, накапливаемого при взаимодействии с внешним миром. Это помогает человеку приобретать различные навыки, которые необходимы в жизни, например, уметь анализировать и оценивать ситуации. Конечно, наибольшее значение интериоризация имеет для человека в детстве, но и в дальнейшей жизни она сохраняется, продолжая оказывать влияние на развитие личности.