Как обещали, публикуем шорт-лист ошибок, которые следует проверять в договорах в целях минимизации налоговых рисков.
Ошибка 1️⃣Включать в договор упоминания о документах, которые никто составлять не будет
▪️Заявки и спецификации,
▪️Отчёты о проделанной работе,
▪️Приложения, технические задания и пр.
Следует помнить, что все документы, которые вы упомянули в договоре, могут быть впоследствии запрошены налоговым органом при проверке.
И если у Вас или Вашего контрагента их не будет, это будет однозначно истолковано налоговым органом против вас
Ошибка 2️⃣Указывать в договоре списки сотрудников и чьи-либо персональные данные
▪️Перечни сотрудников, вовлеченных в проект,
▪️ФИО и личные телефоны менеджеров и т. п.
Следует иметь ввиду, что все сотрудники/контактные лица, информация о которых указана в договоре, могут быть вызваны в налоговую инспекцию для дачи пояснений по соответствующей сделке.
При этом руководитель компании может о таком вызове даже не узнать (например, если сотрудник уже давно стал бывшим), а вызванное лицо может сообщить налоговому органу что-то, что будет истолковано последним не в пользу компании.
Ошибка 3️⃣К договору не подготовлены документы по проверке и выбору поставщика
Сделки с любым поставщиком в течение 3 лет после заключения договора могут оказаться объектом претензий налоговых органов. И тогда на первое место выйдут те доказательства, которые сможет предоставить компания в подтверждение того, что в момент подписания договора она ничего не могла знать о будущей недобросовестности поставщика.
Основное внимание должно быть уделено документам, позволяющим ответить на вопросы "Почему вы выбрали именно этого поставщика среди множества других? ", "Как конкретно выполнялся выбор и сравнение поставщиков?" и пр.
Неверно считать, что достаточным подтверждением выбора и проверки контрагента является проверка его на на сайте ФНС или с помощью иного аналогичного сервиса проверки контрагентов (СПАРК, Сбис, Контур и пр.), а также получение стандартного пакета его регистрационных документов.
Не подготовив с участием поставщика необходимый комплект защитных документов в момент подписания договора, через 2-3 года, в момент начавшейся налоговой проверки, может уже не быть возможности это сделать (поставщик может оказаться не на связи, ликвидироваться и пр.)
Ошибка 4️⃣В договор включена опасная "налоговая оговорка"
Налоговая оговорка - положения в договоре, в соответствии с которыми подрядчик обязуется возместить заказчику денежные потери, возникшие у последнего вследствие претензий налоговых органов к операциям по договору с данным подрядчиком
Если данные положения прописаны в договоре неправильно, заказчик без труда взыщет с подрядчика все свои налоговые доначисления, в том числе те, которые заказчик заплатил добровольно.
Суды признают приоритет договорённостей сторон в данном вопросе, и в зависимости от того, как ситуация была прописана в договоре, подрядчик может как полностью избежать ответственности за налоговые убытки заказчика, так и оказаться обязанным компенсировать их в максимальном размере.
➡️Если Вы хотите проверить договор на налоговые риски и подготовить к нему комплект защитных документов с нашей помощью, то обращайтесь к нашему куратору в телеграм @Veter925