Ксеноморфы, или Чужие, являются одними из самых жутких созданий, порождённых человеческой фантазией. Быстрые, скрытные и смертельно опасные кремниевые организмы, пришедшие из глубин космоса, уже более 40 лет живут в нашей культуре. К слову, в реальной жизни тоже есть свои ксеноморфы: мы как-то писали о паразитоидных осах, чей жизненный цикл крайне схож с героями культового космохоррора. А в данной статье мы поговорим о ксеноморфах из мира... моллюсков!
На фото выше, например, мы можем увидеть устрицу-ксеноморфа, что выросла на раковине раннеюрского аммонита из рода ариетитес (Arietites Waagen, 1869). Да, ничего жуткого в этом нет, как и (на первый взгляд) сходств с культовыми творениями Ганса Гигера, за исключением ребристой скульптуры. Но если вы вспомните одну особенность чужих и сопоставите её с устрицей, то вы увидите одно изящное совпадение.
Как мы помним, ксеноморфы Гигера могли перенимать особенности своих носителей. Так, предиалиен (Чужехищник) получил дополнительные мандибулы возле рта, бегун (чужой+собака) - более лёгкое, чем у остальных собратьев, телосложение, а летающий чужой - крылья. Аналогичным образом работает ксеноморфизм у моллюсков: их раковины в большей или меньшей степени копируют форму субстрата, к которому они прикрепляются.
Впервые термин "ксеноморфизм" появился в "Трактате о палеонтологии беспозвоночных" 1971 году в части, посвящённой двустворкам (Part N. Mollusca 6: Bivalvia, Volume 3). Данное явление характерно для всего класса двустворчатых, но лучше всего изучено у представителей семейств грифеиды (Gryphaeidae Vyalov, 1936) и устрицы (Ostreide Rafinesque, 1815). Особенно хорошо изучен ксеноморфизм грифеи - юрско-палеогенового моллюска.
Двустворки могут прикрепляться практически любому субстрату. Только вот в случае прикрепления к условному камешку проявление ксеноморфизма может быть почти незаметным, чего нельзя сказать о копировании раковины другого моллюска, в особенности - аммоноидейного. Широко распространённые в мезозойских морях аммониты и их близкие родственники - цератиты и пролекантиды - играли важную роль в экосистемах того времени. Опустившиеся на дно раковины головоногих становились укрытием для рачков и маленьких рыбок, а также субстратом для различных прикреплённых организмов.
В зависимости от родовой принадлежности, двустворчатый моллюск прикрепляется правой или левой стороной раковины к субстрату, из-за чего она вынужденно меняет свою форму. Однако в случае ксеноморфных моллюсков обе стороны могут принять вид той раковины, к которой они прикрепляются! Причём повторяется всё только с внешней стороны, с внутренней раковины остаются гладкими. Иногда двустворки могут скопировать даже скульптуру аммонита - все рёбрышки, бугорки, шипики и прочие структуры раковины. Иногда даже удавалось таким образом установить род, на котором выросла двустврка.
Скорее всего, ксеноморфизм у двустворок связан с маскировкой: копируя субстрат, они увеличивают шанс быть незамеченными хищниками. Также возможно, что повторение формы объекта, к которому прикрепилась личинка, позволяет ей снизить силу потока воды, воздействующего на раковину, и тем самым способствует более надежному закреплению.
Ксеноморфные устрицы - это не просто необычные и крайне любопытные окаменелости. Для палеонтологов они могут приоткрыть завесу тайны над древними экосистемами. Дело в том, что раковины тех же грифей очень прочные, так что сохраняются они гораздо лучше. Аммонит или гастропод, к которому в "детстве" прикрепился моллюск, мог уже растворится или разрушится, и узнать о том, что он когда-то существовал, мы можем только по следам ксеноморфизма. Кроме того, по таким раковинам можно понять, к каким типам субстрата в принципе крепились ископаемые двустворчатые моллюски и какой субстрат они предпочитали в то или иное время.
Правда, у ксеноморфизма двустворок есть один большой минус: так как разные особи, прикрепившиеся к разному субстрату, будут иметь различия в строении. Самая безумная ситуация происходит, когда одна двустворка растёт на другой и принимает её черты.
К слову, в мезозое находились и такие двустворки, которые действительно пытались косплеить чужих и прикреплялись к ещё живым аммонитам. Этот "союз" был вреден для обоих: выросшая двустворка мешала аммониту плавать, а тот мог запросто захоронить свою соседку под следующим оборотом раковины.
Источник
Читайте также
#устрицы #моллюски #научпоп #биология #аммониты #палеонтология #интересныефакты