Найти в Дзене
Русь Изначальная

Освобождение русскими войсками Полоцка во время Ливонской войны

Вмешавшиеся в Ливонскую войну Литва и Польша решили воспользоваться победами русского воинства над Ливонским орденом. В период с 1561 - по 1562 годы литовцы вели военные действия против русского войска в Ливонии. Успехи русских выразились в поражении под Перновым литовцев Радзивилла, который также оставил Траваст, до этого захваченный жмудинами и ляхами.

Осада и взятие Полоцка русскими войсками в 1563 году. Гравюра.
Осада и взятие Полоцка русскими войсками в 1563 году. Гравюра.

Ивану Грозному пришлось самому принять участие в войне. На этот раз целью его армии был древнерусский город Полоцк. На это были очень веские причины: Богатство Полоцка как торгово-ремесленного центра было известно еще с о времен Руси до монгольской. Стратегическая важность города связанного по Западной Двине с Ригой. И наконец владение этим городом в свете происходившей войны в Ливонии и вступлении в нее Литвы предоставляло возможность угрожать Вильно и одновременно прикрывать с юга захваченные территории Прибалтики.

Так же имелся и политический резон сего предприятия. Полоцк был княжеским центром Древней Руси, на земли которой претендовали русские государи. Немаловажную роль играл религиозный аспект. В Полоцке, расположенном рядом с русской границей, обосновались крупные еврейские и протестантские общины. Чтобы их влияния не распространилось внутрь Русского государства необходимо было задушить их в корне, а для этого следовало взять Полоцк.

31 января 1563 года русские войска подошли к Полоцку, отрезая его с северо-запада и запада.
Первые дни большая часть войска готовилось к намеченной осаде и обустраивалось. Время шло, нужно было ускорять начало осадных работ.

С самого начала стрельцы Ивана Голохватова и пушкари Ивана Бартулова вели обстрел Великого посада. Начало было успешным, множество литовско-польской нечисти было уничтожено.

2-го февраля стрельцы были усилены еще двумя приказами (полками) Василия Пивова и Ивана Мячкова, которым необходимо было окопаться и вести обстрел посада.

Иван Васильевич производил рекогносцировку крепости самолично, выбирал удобные позиции для артиллерии при обстреле крепостных стен.

Из-за начавшейся 3 февраля оттепели, царь произвел перегруппировку сил: Государев полк был размещен под монастырем святого Георгия, а полк левой руки переведен под Борисоглебский монастырь. Было необходимо ускорить скорость осадных работ. Два дня этим и занимались. в темпе устанавливали туры и оборудование для артиллерийских батарей со стороны Великого посада. Полоцк был окружен почти по всему периметру сплошной стеной из туров и частокола.

В это время стрельцы Голохвастова самовольно, без команды, решили видимо отличиться и показать царю свою удаль, подожгли угловую башню Острога и захватили его. Полоцкий гарнизон, состоящий из ляхов и жмудин упорно сопротивлялся. Царь, узнав об этом событии, приказал стрельцам отступить. В результате этого, стрельцы потеряли 15 человек убитыми.

Впрочем, артиллерийский и ружейный огонь по городу не прекращаясь продолжался.

Ляхи с литовцами решили обмануть русских, потянуть время, вступив в переговоры с командованием русской армии. Воевода Полоцка лях Довойна и епископ просили царя прекращения огня аж на целую неделю, рассчитывая что Радзивилл поможет Полоцку.

Иван Грозный приказал прекратить огонь, но срок для размышления дал ляхам до утра субботы - 6-го февраля. За ночь князья А. Курбский и В. Серебряный со стрельцами из двух приказов, а также с детьми боярскими Большого и Сторожевого полков, установили туры напротив Великого посада вдоль берега Двины и замка на правом берегу реки Полоты. Этот перерыв русские использовали с пользой.

6 февраля, утром. переговоры продолжились. Ляхи просили царя подумать до вторника - 9 февраля, мотивируя тем, что сдача города - дело не простое, а великое. В общем, польско-жмудинские выкрутасы. Ни до чего конкретного не договорились. Хотя, Иван Васильевич дал подумать осажденным до утра воскресенья. Город не обстреливали. Легкая и средняя артиллерия не могла нанести кардинального урона стенам Полоцка. А тяжелая артиллерия была все еще на подходе. Поэтому царю отчасти было выгодно несколько дней подождать. Возможно, ляхи с литовцами бы и созрели на сдачу города без боя. В воскресенье переговоры продолжались. Но сдачи города не последовало. Большой наряд - тяжелая артиллерия были в дне пути, поэтому было уже не важно, захотят ли сдаваться ляхи или нет.

Утром 8 февраля ляхи с литовцами опять начали просить новый срок для обдумывания. В посла Черемисинова был совершен предательский выстрел из пищали.

Иван Грозный дал приказ об обстреле Великого посада из-за Двины. С этой стороны посад не имел стены и ядра русской артиллерии свободно залетали в город. Ночью к городу были придвинуты туры к посаду и к острогу с севера. Там оборудовали места для батарей и стрельцов.

Оттягивание сдачи города Довойной не смогло привести ни к чему хорошему для польско-литовских оккупантов. Помощь не пришла, город был обречен. Это был лишь вопрос времени. Тяжелая русская артиллерия подошла. Ни стены города не могли устоять против тяжелых русских пушек, ни гарнизон, насчитывающий по некоторым данным до 6 тысяч человек.

Стрельцы, казаки и дети боярские бросились на штурм посада в момент возникшей там суматохе и неразберихи с целью захвата добычи, которая могла ускользнуть. По приказу Ивана бесчинство устранили несколькими сотнями князей Оболенского и Хворостинина.

Множество мужиков, баб, стариков и детей, которых ляхи с литовцами бросили на произвол судьбы бежали, спасаясь от пламени, дыма и сражавшихся с обеих сторон, в русский лагерь.

В течение трех дней и ночей тяжелые пушки русского войска бомбардировали то, что осталось от Великого посада.

Действенность огня крупнокалиберной осадной артиллерии Ивана Грозного превзошла все ожидания.

«Из наряду во многих местехвкруз города стены пробили и ворота выбили и обламки з города позбили и людей из наряду побили, — продолжал летописец, — городная же стена не удръжашеся, и в другую стену ядра прохожаше».

Деморализация жителей города и польско-литовского гарнизона была огромной. Попыток отвечать осажденные не предпринимали. Но вылазку, первую и единственную за все время осады, все же польско-литовские сидельцы совершили -13 февраля. В количестве 800 человек пеших и конных во главе с ротмистром Голубицким поляки атаковали позиции русской артиллерии в Заполоцком посаде. И были удачно отбиты. Правда наш воевода Шереметев был контужен. Из допроса пленного ляха стало известно, что отряд, основу которого составили польские наёмники и воеводский почт, попытался атаковать артиллерийский наряд.

Исследователь А.И. Филюшкин в эту версию пленного польского языка не верит и считает, что раз главные силы наряда находились за Двиной и на руинах Великого посада, а вылазка была на противоположной стороне, то более логично было бы предположить, что это была не вылазка, а прорыв боеспособной части гарнизона к своим, как раз в направлении Виленской дороги.

Во время осады города, ляхи пытались помешать русским, но не осмелились приблизиться ближе, чем на 8 миль к Полоцку. Эту вылазку сделали из Минска на Березину гетман Николай Радзивилл Рыжий совместно с гетманом Григорием Ходкевичем и виленским воеводой Николаем Радзивилом Черным. Ляхи с литовцами создавали видимость того, что их рать большая. Но испугать русских им не удалось. Языки показали о 8-ми тысячах и 12-ти пушках. Царь отправил на гетмана татарскую конницу Ибака.

Полоцк продолжал подвергаться обстрелу. Горел. Гарнизон не успевал тушить пожары. За час до рассвета воскресенья 15 февраля из полоцкого замка сообщили, что готовы к капитуляции. Эпопея с Полоцком была закончена. Смоленский сценарий осады, примененный в Полоцке сработал вновь. Залпы двухсот орудий русской артиллерии были настолько сильны, что ядра, перелетая крепостную стену с одной стороны, били изнутри по противоположной. Выстрелы пушек уничтожили пятую часть крепостных стен, который потом пришлось восстанавливать.

Богатая полоцкая казна была перевезена в Москву, католические и прочие иноверческие центры были ликвидированы.

Осада и успешное взятие Полоцка было не только крупным стратегическим и политическим успехом царя Ивана Четвертого, но и общерусским знаменательным событием, ведь город возвращался из-под польско-литовского оккупационного режима.

"Если бы Иван IV умер... в момент своих величайших успехов на Западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобно Александру Македонскому", - писал историк Р. Виппер.

#ивангрозный #полоцк #ляхи #литовцы #русскиевойска #ливонскаявойна