Fedex. В 1973 году компания впервые начала доставлять посылки за одну ночь, а затем глобальную экономику сотряс первый нефтяной кризис, и молодой логистической фирме казалось, что она обречена на крах.
Спустя годы организация стран-экспортеров нефти OPEC в очередной раз потрясла и без того шаткую мировую экономику, объявив 5 октября о резком сокращении производства.
Однако, для Frdex цены на топливо являются лишь одной из забот.
Слабые объемы отправок посылок и постоянно высокие затраты заставили FedEx отозвать прогноз прибыли на следующий год в сентябре, что снизило его рыночную стоимость более чем на одну 20%, или на $11 миллиардов.
FedEx долгое время считался флагманом экономики в целом.
Многие компании во всем мире теперь предупреждают о снижении прибыли, пока Уолл-стрит готовится к сезону отчетности в Америке, который начинается на этой неделе.
Ни одно направление промышленности не осталась в стороне.
6 октября Shell, крупнейшая британская нефтяная компания, заявила, что ожидает резкого падения рентабельности своего нефтеперерабатывающего и химического бизнеса.
На следующий день Samsung, южнокорейский гигант электроники, предупредил, что его операционная прибыль снизится впервые за три года.
Ford объявил ожидаемое сокращение прибыли, среди прочего, из-за нехватке запчастей для своих автомобилей.
Nike изо всех сил пытается избавиться от своих растущих запасов непроданной спортивной одежды.
Даже американские технологические гиганты замораживают найм сотрудников, поскольку рекламодатели сокращают бюджеты на цифровой маркетинг, а измученные инфляцией потребители откладывают покупку нового смартфона.
В целом прогнозы по прибыли в третьем квартале для индекса s & p 500 крупных американских компаний с июня были пересмотрены в сторону понижения на 6,8%.
Это более чем в два раза превышает средний показатель за последнее десятилетие. Прибыли могут упасть еще больше, когда начнут поступать фактические квартальные отчеты.
Прогнозы на следующий год обязательно упадут.
Часть проблем связана с сильным долларом США, из-за которого зарубежные доходы, составляющие почти треть от общего объема s & p 500, стоят меньше в долларах.
Более серьезной причиной является экономический спад.
Если это перерастет в рецессию, что кажется вероятным, итоговые показатели почти наверняка пострадают больше, как это происходит всякий раз, когда ввп падает.
По оценке Goldman Sachs во время рецессии , в период после Второй мировой войны, прибыль на акцию падала в среднем на 13%.
В последние несколько десятилетий такие циклические спады, как правило, были недолгими эпизодами в длинной гонке за прибылью корпораций. Мощные структурные силы подталкивали прибыль к одному рекорду за другим по отношению к ВВП (см. график 1).
В последнем квартале они были на рекордно высоком уровне.
Глобализация, позволившая фирмам сократить расходы и повысить эффективность, тормозится на фоне геополитической напряженности. В следующем году Мировая торговля вырастет всего на 1% прогнозирует Всемирная торговая организация.
На днях США еще больше ужесточила ограничения на экспорт технологий в Китай. В то же время неустанная консолидация, которая сделала многие отрасли более концентрированными и прибыльными, возможно, исчерпала себя.
Генеральных директоров больше беспокоит то , что другие важные двигатели корпоративной прибыли — минимальные процентные ставки, низкие налоги и устойчивая заработная плата — могут уйти в прошлое.
Согласно исследованию, проведенному Майклом Смолянски из ФРС, исторически низкие процентные ставки и налоги способствовали одной трети роста прибыли s&p 500 (за исключением финансовых компаний) за последние два десятилетия.
Оба сейчас растут. Более высокие процентные ставки сделают для компаний более дорогостоящим обслуживание своих долгов, что съест прибыль.
Во-первых, это затронет те компании — как правило, более рискованные, — которые брали займы по плавающей ставке. Хотя долг с плавающей процентной ставкой составляет всего 11% от общего объема заимствований компаний s & p 500, часть оставшихся 89% также необходимо будет рефинансировать рано или поздно — почти наверняка по гораздо более высокой цене. Это включает в себя облигации инвестиционного уровня на сумму более $1 трлн, выпущенные в 2020 году.
Более требовательными становятся и фискальные органы. Аппетит к снижению налогов, финансируемому дефицитом, ослабевает, новый закон о сокращении налогов и занятости, который был подписан Дональдом Трампом в 2017 году и снизил установленную законом корпоративную ставку с 35% до 21%, выглядит маловероятным.
Закон о снижении инфляции ( IRA ), принятый недавно при преемнике Трампа от Демократической партии Джо Байдене, включает минимальную ставку корпоративного налога в размере 15% на прибыль фирм с доходом до налогообложения более $1 миллиарда.
Goldman Sachs считает, что новые правила снизят общий s&p500 на скромный 1% в 2023 году, причем больше всего пострадали секторы технологий и здравоохранения.
Тем не менее, напряженность в государственных финансах делает вероятным рост налогов в среднесрочной перспективе. Вдобавок ко всему, IRA вводит налог в размере 1% на выкуп акций, что свидетельствует о политическом стремлении вытеснить фирмы, которым нечего делать со своей прибылью, кроме как раскошелиться на нее акционерам.
Сотрудники
С 1970-х годов доля ВВП, направляемая рабочим, неуклонно снижалась в богатеющем мире, хотя прибыль компаний постоянно росла. Эта так называемая доля рабочей силы резко возросла во время пандемии, когда многие компании продолжали платить работникам даже при падении ВВП.
На данный момент труд составляет 40% затрат в крупных американских фирмах. Фактический вклад заработной платы в затраты намного выше: в конце концов, поставщики должны платить и своим работникам, а часть этих затрат перекладываться на цепочку создания стоимости. Официальные данные за сентябрь, опубликованные 7 октября, говорят о том, что рынок труда не остывает достаточно быстро, а заработная плата продолжает расти. Поскольку повышение заработной платы является необратимым, оно может оставаться значительным препятствием для прибыли.
По данным банка UBS, в трудоемких секторах, таких как розничная торговля, операционная прибыль может снизиться на 2% при каждом дополнительном повышении заработной платы на один процент (см. график 2).
Американские топ-менеджеры менее брезгливы, чем их европейские коллеги, в отношении противодействия сочетанию роста стоимости рабочей силы и ослабления спроса с увольнениями.
Некоторые компании уже урезают фонды заработной платы: 6 октября General Electric заявила, что уволит 20% персонала своего американского предприятия по производству ветряных турбин.
Баланс сил между трудом и капиталом меняется. Членство в профсоюзах, которое провело вторую половину 20-го века в упадке, переживает возрождение.
Опрос Gallup показывает, что общественная поддержка профсоюзов достигла самого высокого уровня с 1965 года.
Многие предприятия уже ощущают проблемы. Забастовку 90 000 железнодорожников удалось предотвратить в сентябре после того, как профсоюзы пригрозили остановить работу железных дорог, что могло нанести экономике ущерб на $2 миллиарда в день.
Даже повышение заработной платы этим летом не помешало работникам Starbucks присоединиться к профсоюзному движению.
Вместо итога
Проблемы крупного бизнес в США очевидны: рост заработной платы, инфляции, корпоративных налогов, задержки в цепочках поставок и забитые склады с готовой продукцией.
Стоит только искре вспыхнуть и рецессия уже на пороге.
#инвестиции #экономика #макроэкономика #портфель инвестора #инвестиционный портфель