Найти тему

Ушкуйники. Важный паззл в истории казачества

Степные кочевники никогда не отличались речными или морскими подвигами. Казаки, хозяева Дикого поля после падения Золотой Орды, перенявшие все премудрости и навыки кочевого образа жизни от монголов, хазар и скифов, славились морскими и речными подвигами.

Во времена Стеньки Разина и покорителя Сибири Ермака совсем не конь является основным транспортным средством, а корабль. Ладья. Струга. Ушкуй.
Ушкуйники. Фото из открытых источников
Ушкуйники. Фото из открытых источников

Наивно полагать, что в четырнадцатом веке ни с того ни с сего среди Дикого поля выросла делянка с корабельными соснами, а топор-саморуб сам вырубил корабли. Были предшественники, которые привнесли заметный вклад в самобытный образ жизни казаков.

Имя тому явлению – ушкуйники.

Определения

Ушкуйники – вольные люди, занимающиеся речным пиратством или охраной купеческих караванов в Великом Новгороде.

Ушкуй – парусно-гребное речное судно на Руси начала второго тысячелетия (ширина до 3 метров, длина до 15, вместимость около 30 человек).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Упоминания об ушкуйниках появляются в летописях в 11-м веке.

Ушкуйники возникли, как военные дружины, снаряжаемые боярами и князьями для охраны удаленных и труднодоступных рубежей Новгородского княжества. Постепенно список выполняемых задач расширялся. Ушкуйники стали сопровождать купцов и посыльных.

История возникновения

Появление торгового, военного флота и ушкуйников в Великом Новгороде связывается с прохождением через княжество знаменитого торгового пути из Варяг в Греки. С незапамятных времен через Волхов проходили караваны купеческих европейских судов, за ними следовали норманны и варяги.

Новгородское княжество. Фото из открытых источников
Новгородское княжество. Фото из открытых источников
Новгородцы достаточно быстро научились строить собственные суда. Во все стороны света потянулись русские купеческие караваны. Товар надо было охранять – появились военно-морская дружина.

Постепенно военная дружина понимает, что можно не только охранять за малую долю. Но и вполне допустимо забирать, что плохо лежит, получая за товар стопроцентную маржу.

Новгородские ушкуйники теперь ходят с набегами в Волжскую Булгарию, в скандинавские страны. Не забывают и русских братьев-славян.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Власти Новгорода на тот момент осознавали себя независимым государством и негласно покровительствовали набегам ушкуйников. Справедливо считая, что набеги ослабляют соседей, усиливая влияние свободного Новгородского княжества.

Хронология походов. Коротко

1187 год – столица Швеции Сигтун.

1318 года – столица Финляндии Турку.

1320 и 1323 годы – норвежские города Финнмарк и Холугаланд.

1360 год – ордынский город Жукотин на Волге.

1363 год – ушкуйники дошли до реки Обь в Западной Сибири.

1369-1370 годы – взяты Кострома и Ярославль.

Как видно из хронологии внимание ушкуйников с течением времени сместилось со скандинавских стран на территорию Орды, а затем на поднимающееся Московское княжество. Где было чем поживиться, туда и ходили.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Закат

Массовое ушкуйничество на территории Новгородской области заканчивается с завоеванием княжества Иваном III в 1489 году. И хотя ушкуйники не были официальной военной силой Новгорода, без покровительства властей явление речного пиратства быстро сошло на нет.

Московский князь новгородцев расселил по своим подконтрольным территориям. В Новгород по приказу Ивана Васильевича приехали новые поселенцы из глубинных княжеств России. Таким образом и было подавлено вольнодумство и сепаратизм Новгородского княжества.

Иван Третий. Фото из открытых источников
Иван Третий. Фото из открытых источников
Недовольные и никому не подчинявшиеся ушкуйники были вынуждены уйти на неподконтрольные московскому царю территории: на Волгу и Дон.

Там умение и навыки ушкуйников пригодились. Казаки совместно с выходцами из северных территорий совершили немало удачных походов.

Заключение

Ушкуйники – это не казаки в чистом виде. Но их влияние на формирование казачьего народа в 15-16 веках очень заметно.

С развитием русской государственности и расширением границ российской империи навыки речных и морских походов у казаков ушли в прошлое. Уже в 17-18 веках основным транспортом и боевой силой становится конница. Казак и конь воспринимаются, как единое целое.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Восприятие казака на корабле ушло в прошлое вместе с временами Степана Разина и покорителя Сибири Ермака.

Всем добра!

Дорогие друзья, если вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.

#ушкуйники #ушкуй #вольные новгородские пираты #история казачества #российские новости #казачья культура