Очевидно, что инвесторы в Китае есть институциональные, а есть частники, как, собственно, повсюду в мире. Есть данные о том, что 99% счетов на SSE открыто физическим лицам и на них приходится 96% объёма торгов в долларовом выражении. В то же время на Гонконгской бирже доля оборота институционалов около 60% от всего объёма торгов.
Однако институционал институционалу рознь. Теоретически можно выделить две крупные группы. Во-первых, это компании и их дочерние предприятия, не включенные в листинг, листинговые компании и страховые компании. Во-вторых, это дилеры, включая брокеров с паевыми инвестиционными фондами, и квалифицированные зарубежные инвестиционные фонды (QFII).
Нам важно внимательно посмотреть на QFII и RQFII (институционалы в юани). Их деятельность на рынке органичивается специальным регулированием, которое, в целом, подчиняется Политике ограниения прямых иностранных инвестиций. Так, нашему фонду «Солид глобус» придётся открыть депозитарный и банковский счет в юанян в соответствующем банке, конвертировать свою валюту в юани и передать брокеру (с которым мы тоже должны заключить договор) права на осуществление наших торговых сделок. При этом объём конвертируемой валюты ограничен квотой. Она довольно велика и в реальной перспективе вряд ли наш фонд выберет всю квоту, тем не менее, квота есть для всех.
RQFII сразу приводят на рынок свои юани. Это компании, зарегистрированные в Гонконге, Корее, Великобритании, Сингапуре и др., имеющие материнскую компанию в материковом Китае. Как правило, инвестиционная стратегия таких QFII является консервативной. Инвестиции направляются в крупные компании с госучастием на долгосрочной основе. Предпочтение отдаётся низковолатильным акциям, имеющим листинг на нескольких биржах, с диверсифицированным составом собственников.
Обязательно надо сказать, что государственной вмешательство в процесс торговли капитальными ценностями имеет место быть. Впрочем, как и на развитых рынках, взять хотя бы Американскую рабочую группу по финансовым рынкам с её совершенно непрозрачными операциями. В Китае государство начало создавать специальные фонды с самого учреждения биржевой торговли. Первый такой фонд – «adjustment fund», учредил Шеньчженьский муниципалитет с объёмом в 200 миллионов юаней. Цель – поддержание котировок акций Шеньчженьского банка развития на достойном уровне. Ныне есть целая группа учреждённых государством на федеральном и субфедеральном уровне маркет-мейкеров, которые не раскрывают информацию о своей деятельности.
В следующей статье коснёмся правил торговли.