Найти тему
alexunited

Деление с остатком

Продолжаем серию публикаций о кружковском мышлении. Первые двадцать частей:
1.
Об осмысленности и автоматизме;
2.
Кружковская задача;
3.
Кружковская задача 2;
4.
Шахматематика;
5.
Кружковская задача 3;
6.
Уровни очевидности;
7.
Комплексный тест;
8.
Кружковская задача 4;
9.
Кружковская задача 5;
10.
Разрезания и замощения;
11.
Кружковская задача 6;
12.
Кружковская задача 7;
13.
Авторская задача;
14.
Кружковская задача 8;
15.
Задача про жизнь;
16.
Кружковская задача 9;
17.
Кружковская задача 10;
18.
Хитрые доминошки;
19.
Школьная задача;
20.
Кружковская задача 11.

Александр Сергеевич плохому не научит...
Александр Сергеевич плохому не научит...

Одна из самых страшных путаниц у школьников при изучении математики связана с делимостью, делением и делением с остатком - дети зачастую не видят разницы между двумя последними понятиями, а про первое и вовсе не задумываются. Спор о том, что должно идти раньше - деление или делимость - сопоставим с философским спором про курицу и яйцо.

Делимости как таковой в школе вообще нет - есть слова "делится нацело" и (кощунственное) "делится без остатка", вытекающие из просто деления и деления с остатком соответственно.

Тем не менее, само деление с остатком в некоторых учебниках даётся неожиданно адекватно.

Учебник Виленкина, пятый класс.
Учебник Виленкина, пятый класс.

Возможно, не все поймут, что я имею в виду, но здесь нет ужасающей меня (некорректной по своей сути) записи 23 : 4 = 5 (остаток 3). Правда, вместо нормальной делимости здесь как раз появляется то самое "делится нацело" или "без остатка" - которое смущает школьников и порождает как версию о том, что остатка 0 не бывает (ведь это же "деление без остатка"), так и их любимое "делится с остатком ..." (раз бывает "делимость без остатка", то должна быть и "делимость с остатком").

В кружке я который год воюю за чистоту речи, и это приводит к успеху - дети, научившиеся говорить правильно, понимают делимость и могут на основе этого понимания учиться дальше. В школе детям даже не пытаются дать этого понимания - потому что программа не нацелена на понимание. А она не нацелена, потому что подавляющему большинству, увы, незачем это понимание, да и не смогут они ничего понять, к сожалению.

Хотя я пытаюсь, даже в самой обычной дворовой школе, даже простым смертным школьникам объяснить суть - но они сопротивляются, они не хотят ничего понимать.

И это - самое страшное зло, которое несёт школа. И против этого зла у меня нет приёма. Только спасать от него избранных.

#математика #математическийкружок #образованиевроссии #школа

P.S. Не забывайте прочитать об истории математических кружков в Ленинграде/Санкт-Петербурге и обо мне.