С новыми зданиями всё просто: вы вкладываете деньги, недвижимость растёт в цене и потом выгодно перепродаётся или сдаётся.
Историческая недвижимость окупается за счёт добавленной ценности: истории места, уникальной архитектуры, наполнению, которое привлекает туристов и горожан. Важно, что вложения в такие проекты возвращаются десятилетиями. Инвестору надо быть готовым планировать развитие на 10-15 лет и больше. При продуманном позиционировании и продвижении объекты начнут приносить прибыль.
Успешный пример — усадьба Скорняково-Архангельское в Липецкой области. Это частный проект, над которым начали работать с 2010 года и планировали окупить вложенные 200 млн рублей примерно за 15 лет. Сейчас инвесторам вернулось 100 млн (по словам одного из руководителей проекта на выступлении на 13-й Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы. Комплексные программы развития», которая прошла в сентябре). Кроме того, заработанные деньги уже идут на восстановление другой усадьбы в селе Репец также в Липецкой области.
Но нельзя сказать, что вложения в историческую недвижимость всегда возвращаются. Например, владелец усадьбы Гребнево Андрей Ковалёв в интервью говорит, что реставрация не окупится никогда. Но для предпринимателя этот проект — то, что останется после него, это сохранение истории и памяти места, что тоже важно.
Инвестиции в историческую недвижимость — непростой путь, но всегда интересный. Такие проекты привлекают к себе внимание, положительно оцениваются аудиторией и помогают сохранять культуру.
Посмотрите интервью про проект восстановления усадьбы Гребнево.