Найти тему
Театр / Камбуровой

Если бы театр был книжной полкой: какую литературу можно встретить в афише?

На самом деле книжная полка и наш театр, два очень созвучных мира. Кто уже был в стенах Театра музыки и поэзии хорошо знают, что у нас можно прямо в фойе полистать книги с поэзией серебряного века и сказками Экзюпери в миниатюрной библиотеке.

Наш репертуар прекрасный тому подтверждение (ведь друзья театра, постоянные зрители, знают, что в нашей афише есть настоящие шедевры мировой литературы). Итак, представим на минуту, каким бы был Театр Камбуровой, будь он книжной полкой:

"Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери

6 апреля 1943 года культовая сказка Экзюпери впервые увидела свет в Нью-Йорке. Более 140 миллионов экземпляров разлетелось по всему миру, а поклонников этой, пожалуй, самой трогательной сказки для взрослых, наверно сейчас невозможно сосчитать. Широко известный факт, что повесть оформлял сам автор, чьи рисунки по праву имеют равную конкуренцию с текстом за внимание и популярность. Уникальность иллюстраций заключается в том, что незатейливые картинки становятся своеобразным визуальным лексиконом повести.

В нашем спектакле можно увидеть как оригинальные картинки, созданные автором, так и великолепные работы Александры Ерпылевой, чьи изображения на песке буквально перемещают больших и маленьких зрителей в загадочную пустыню, где и происходит встреча Пилота с Принцем.

Спектакль "Маленький принц. Полёт в одном действии" по мотивам сказки Антуана де Сент-Экзюпери - своеобразное ностальгическое
воспоминание об одной из главных тем в творчестве Елены Камбуровой. Это разговор о вечных человеческих ценностях, которые стали забываться в современном суетном мире,  разговор о попытке снова взлететь, несмотря ни на какие жизненные "аварии".

"Разочарование" и "По дороге на кладбище" Т. Манн

Томаса Манна всегда отличало авторское мастерство интеллектуальной прозы. На становление писателя оказали особое влияние русские романисты Толстой и Достоевский, которых Манн называл своими учителями. Детализированный и неспешный стиль письма, а также особая внутренняя жизнь героев новелл и романов писателя действительно будто переносят читателей в XIX век.

Центром произведений Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти - она особенно интересно развита в новеллах "Разочарование" и "По дороге на кладбище". Не смотря на, казалось бы, мрачную историю, в каждой новелле сквозит торжество жизни над смертью. Особенно интересно сценическое прочтение режиссером Гульназ Балпеисовой этих произведений в спектакле "Дорога" .

Главный герой спектакля Лобгот Пипзам говорит: «Мое любимое занятие — смотреть ночью на звездное небо, ибо разве это не лучший способ отвести взгляд от земли и жизни?"

"Двенадцать" А. Блок

Александр Блок создал одно из самых пронзительных своих произведений, поэму "Двенадцать" всего через два месяца после Октябрьской революции и почти через год после Февральской революции.

Поэма создавалась практически по "горячим следам", автор предельно точно воссоздал в произведении застывшую от холода и лихорадочную страну. Поэма завершается легендарной фразой: «…в белом венчике из роз — впереди — Исус Христос…». Сам же Блок говорит о финале поэмы следующее:

— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа.

Пройдет целый век и Владимир Дашкевич создаст невероятное по силе сценическое сочинение "Двенадцать. Опера" , которое будет написано специально для Елены Камбуровой и найдет свое пристанище на сцене Театра музыки и поэзии.

"Цыганы" А. С. Пушкин

Несколько дней, проведенных Александром Сергеевичем в компании табора бессарабских цыган, вдохновили на создание поэтом последней южной романтической поэмы, сравнимой по своей силе с трагедиями Шекспира.

Фото - Сергей Петров
Фото - Сергей Петров

В феврале 2020 года режиссер Зоя Булзаковска создает постановку по мотивам поэмы, где классический сюжет перемежается фольклорными песнями цыган восточной Европы, которые артисты исполняют на языке оригинала.

"Аккомпаниатор" М. Митуа

Марсель Митуа один из немногих драматургов, в центре творчества которых сюжеты закулисной жизни театра. Пожалуй самая популярная пьеса для постановок моноспектаклей "Аккомпаниатор", рассказывает о судьбе не самого одаренного певца-танцора, ставшего аккомпаниатором известной звезды.

Главный герой - Люсьен Люк в течение десяти лет он играет фортепианные партии, никем не замеченный, вечно сетующий на то, что именно его кумир — причина всех бед и неудач.

Образ героя, по словам Дениса Сорокотягина, противоречив: местами он отталкивает от себя зрителя, но вместе с тем он невероятно трогателен и хрупок.

"24 часа из жизни женщины" С. Цвейг

Новелла Стефана Цвейга имела огромную популярность в Советском Союзе. Впервые вышла в свет 1927 года и неоднократно была экранизирована в 1931, 1944, а также в 1952, 1968 и 2002 годах.

Новелла раскрывает жизнь женщины, которая коренным образом может измениться в течение одного дня, стать самым ярким и ужасным событием в ее жизни.

Каких-то 24 часа полностью переворачивают ее жизнь, захватывают в бурю эмоций и страстей. Кажется, что из водоворота чувств не вырваться, но что было бы, если бы она поступила иначе?
Жалеет ли она о том, что сделала и чего не сделала?

В 2021 году новелла "24 часа из жизни женщины" впервые поставлена на российской сцене как камерный мюзикл.

"Турдейская Манон Леско" Вс. Петров

Многие зрители и книголюбы впервые услышали об автобиографической повести Всеволода Петрова "Турдейская Манон Леско" после премьеры одноименного читакля 8 октября 2022 года. Повесть незаслуженно пылилась с момента написания (а впервые она появилась в 40-х годах ХХ столетия) до начала XXI века и оставалась практически неизвестной широкой публике.

Критики называют повесть Всеволода Петрова "удивительным произведением, как-будто вневременным, намерено смешивающим век двадцатый и век восемнадцатый".

Денис Сорокотягин: «В "Манон" фактически документальный текст делает попытку оторваться от жизненной правды и осмыслить ее через искусство, которое сопровождает главного героя всю жизнь.  Один из эффективных методов для переживания трудных времен – отстраниться и посмотреть на все со стороны.  На время сегодняшнее через призму прошлого, в котором, как выяснилось, все скроено по тем же лекалам».

"Сказка о царе Салтане", "Медведиха", "Сказка о Рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин и "Гадкий утенок" Г.Х. Андерсен

Забегаем немного вперед! Вы скажете: "но в Театре Камбуровой нет спектаклей по этим сказкам, какая связь?" И будете совершенно правы, потому что музыкальный спектакль по вашим любимым сказкам - наша следующая премьера.

В музыкальную партитуру вошли  "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского в аранжировке для 4 голосов и струнного квартета, Ария Царевны Лебедь из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" и авторские композиции Олега Синкина.

Как  человеку сохранить и обрести себя в современном мире, где он часто чувствует себя потерянным? Через прекрасный и целительный мир сказки! А проводником в этом путешествии станет Арина Родионовна - как воплощение образа
«вечной няни» - друга, советчика и наставника, воспитывающей и обучающей законам действительности.
"Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок" - и урок не простой, а  пробуждающий фантазию и озаряющий жизнь поэтическим словом.