Учёным из Института Вейцмана в Израиле удалось вырастить мышиные эмбрионы в пробирке не из оплодотворенной яйцеклетки, а из стволовых клеток. «XX2 век» уже публиковал несколько подобных новостей, впервые ещё 2018 году (тогда учёные растили эмбрионы только до стадии бластоцисты, а потом пересаживали в настоящую матку мышей).
Новая работа основывается на предыдущем успехе учёных, когда им удалось дорастить обычные эмбрионы в искусственной матке до 11 дня. Отличие эксперимента, работа по результатам которого опубликована в сентябре 2022 года в Cell, состоит в том, что использовались культивированные эмбриональные стволовые клетки, часть из которых были генетически модифицированы и производили белки (транскрипционные факторы Cdx2 и Gata4, Рис. 1), которые направляют клетки на нужный путь развития.
Успех может показаться не таким ярким: только 50 из 10 000 клеточных агрегатов самоорганизовались и дали эмбрионы, и единицы из них дожили до середины девятого дня (при мышином сроке беременности в 20 дней), когда у них сформировалась нервная трубка, а сердце начало биться и качать кровь. Однако надо помнить, что это один из первых экспериментов такого рода и важнейшая ступень для сбора информации о том, что происходит в клетках во время эмбриогенеза.
До выращивания людей таким образом ещё очень далеко, но технически непреодолимым это уже не кажется, что заставляет исследователей и общество задумываться об этических вопросах. Пока что учёные планируют научиться выращивать таким образом органы для трансплантации. Кроме того, эмбриональные стволовые клетки — бесценный источник для экспериментов по эмбриогенезу в искусственных условиях: если на каждый эксперимент с участием естественных эмбрионов и яйцеклеток нужно получать разрешение этического комитета, то с клеточными культурами можно экспериментировать сколько угодно.
Автор — Илья Ясный, «XX2 ВЕК».
✳ Друзья! Если вам нравится то, что мы делаем, вы очень поможете нам, подписавшись на канал «XX2 век». Также мы будем рады вашим лайкам и репостам. Поддержите распространение научного знания и научного взгляда на мир.