Всем известны заслуги И. В. Курчатова и С. П. Королева. Но мало кому известны имена разработчиков-материаловедов, без которых не было бы ни космических ракет, ни ядерной бомбы. Среди таких специалистов Андрей Завьялов. Благодаря ему танки Т-34 и КВ получили превосходную броню.
«С появлением танка Т-34, качественное превосходство перешло к русским», – Г. Гудериан.
«Танки русских лучшие в мире», – фон Клейст.
«Т-34 – образец наступательного оружия», – фон Меллентин.
Такие высказывания высших чинов вермахта, говорят о многом.
Новатор
В 1932 году в Колпино, на завод, специализировавшийся на производстве танковой брони, прибыл Андрей Завьялов. При его непосредственном участии была разработана иная система сварки башен из противопульной брони «ИЗ» для танков Т-26. Но полевые испытания брони не удовлетворили ни металлургов, ни военных. Работа продолжилась.
В 1934 году Андрей Сергеевич стал начальником броневой лаборатории. Молодые инженеры изобрели особо прочную сталь. Для ее производства необходим был абсолютно новый технологический цикл. Старые мастера отказались следовать руководству молодого инженера. Началось противостояние новаторства и консерватизма, закончившееся настоящей травлей Завьялова.
Андрей не был военным человеком, но он прекрасно понимал, что исход современной войны будет зависеть от бронетехники.
«Если защищать танки от артиллерии, наращивая только толщину брони, значит лишать машины маневренности. Надо создавать цельносплавные корпуса из прочной литьевой брони», – говорил Завьялов своим коллегам.
Но конструкторы решили придерживаться старой концепции. Завьялова, оставшегося в меньшинстве, уволили с работы.
«Бронезаседание» со Сталиным
Завьялов решил не сдаваться. Он написал докладную, которая попала прямо к Сталину. Строптивого инженера и его единомышленников вызвали в Москву.
«Билеты купили в один конец. Не знали, вернемся назад или нет. Но к серьезному разговору все были готовы. Решили идти до конца».
Слишком эмоциональное выступление Завьялова, который в отличие от предыдущих ораторов не говорил об успехах, а докладывал о серьезных недоработках и просчетах, впечатлило Сталина. Больше часа Иосиф Виссарионович задавал вопросы и получал четкие ответы.
«Для того чтобы создавать лучшее оружие, надо быстро перестраивать отрасль, давать больше прав конструкторам и инженерам, вести разработку новых сплавов», – смелость Завьялова «зашкаливала».
Сталин согласился. Он вернул Андрея Сергеевича на работу, но уже в качестве главного металлурга. КБ завода превратилось в институт брони.
Танк Победы
Конструкторы и инженеры месяцами не вылезали из КБ и испытательных полигонов. Михаил Кошкин вместе с Завьяловым осваивали новую технологию монолитных башен танков. Изучали отражательную способность брони от противотанковых снарядов.
И как результат – легендарный, прославленный танк Т-34. Он смог появиться только благодаря симбиозу упорства Завьялова, дальновидности Сталина, одержимости Кошкина.