1,1K подписчиков

Авангард в каждый дом. О выставке в Эрмитаже

123 прочитали

Еще месяц остался, чтобы успеть на масштабную выставку в Эрмитаже — «Русский авангард. Искусство для нового мира». На первый взгляд может показаться, что на ней собрано не самое понятное и интересное — авангард, да еще и в декоративно-прикладном искусстве, а точнее, в керамике. Но это обманчивое впечатление. И я расскажу почему.

Еще месяц остался, чтобы успеть на масштабную выставку в Эрмитаже — «Русский авангард. Искусство для нового мира».

Когда я училась в университете на кафедре Истории искусства, я сама не ценила декоративно-прикладное искусство, или, как говорят искусствоведы, ДПИ. Ну что интересного в этих вазочках, тарелках, мебели?! Слишком обыденно, буднично. Это не высокое искусство...

Нужно было повзрослеть и поумнеть, чтобы понять, что прикладное искусство — это проникновение искусства в повседневность. А когда искусство становится частью жизни, оно преображает эту жизнь, меняет ее и говорит не только о вкусах эпохи, но и о устремлениях, взглядах, людях, в конце концов.

И вот авангард, революционный, бурный, яркий, преображает жизни послереволюционной страны в начале 1920-х. Авангард — не музейное и элитарное искусство. Это новая эстетика, это рождение дизайна — в мебели, одежде, проектировании, это искусство плаката и это керамика. Хрупкая, тонкая керамика, «белое золото царей», и стремительный, часто грубоватый авангард. Такое сочетание несочетаемого породило удивительные предметы искусства.

Как устроена выставка

Открывает выставку дореволюционная продукция Императорского фарфорового завода, бюст Николая II — казалось бы, при чем тут это... Но неслучайно нам сначала показывают фигуры народностей России, нежные вазы с пейзажами, военные тарелки, вазы с двуглавыми орлами — классические произведения в рамках принятой эстетики... Тем ярче заметен будет слом эпох, традиций, совершенный авангардом.

И резко после такого классического интро — «Супрематизм» Казимира Малевича, затем «Пейзаж» Василия Кандинского. Практически полная беспредметность, вызов, пощечина вкусам тех, кто привык к классике. А чуть дальше «икона авангарда» — «Черный квадрат» Казимира Малевича — точка в истории фигуративной живописи, как считают многие, как считал сам художник.

Главное место на выставке занимает фарфор, а также некоторые предметы текстиля. Но есть несколько важных живописных произведений, определивших направление развития искусства. Кроме названных выше, это еще несколько супрематических картин Малевича, работа Кузьмы Петрова-Водкина, абстракции Кандинского. И Малевич, и Кандинский, и Петров-Водкин также участвовали в создании эскизов для росписи керамики. Я, например, влюбилась в чайную пару Кандинского.

Чайная пара по эскизам В. Кандинского
Чайная пара по эскизам В. Кандинского

И все-таки у Кандинского — еще про эстетику. Это сочетание форм, цветов — полная гармония и непреодолимое желание поставить такую парочку в свой сервант (у меня так точно, хотя даже серванта нет). А вот агитационный фарфор — это уже совсем другое дело.

Агитационный фарфор

Начало 1920-х — это время плаката, агитации, пропаганды. Чего только стоят плакаты Маяковского, которые уже показывала в одной из статей. И настолько был могуч этот дух, что проник он даже в оформление посуды.

Искусство соединялось с жизнью и производством. Императорский фарфоровый завод после революции был национализирован, и хрупкий и нежный фарфор стал одним из орудий пропаганды новых идей и заговорил на языке новой эпохи.

Директором завода стал Сергей Чехонин, прекрасный художник-график, который начал выпускать агитационный фарфор. Изделия завода стали воспевать идеи революции. Эскизы для росписей создавали художники самых разных направлений авангарда.

Интересно, что многие изделия завода часто шли на экспорт и были эдаком «представителем» молодого государства на международной арене: их показывали на выставках, они собирали восторженные отзывы. Поэтому все эти лозунги неслучайны — они должны были зарождать «искру революционного чувства» в смотрящих на эти изделия.

Отдельная история — супрематический фарфор по эскизам Малевича и его учеников, Николая Суетина, Ильи Чашника. Чайник и получашки — символы аванграда в декоративно-прикладном искусстве. Не менее прекрасны супрематические росписи посуды. На мой взгляд, они смотрятся очень современно и сегодня.

Художники стремились отразить в фарфоре все значимые события жизни страны и главные идеи. Какие идеи? Индустриализация, спорт, благородство труда крестьянина и рабочего, осуждение врагов государства. Все это выливалось в прекрасные предметы прикладного искусства.

Впоследствии авангард будет объявлен формализмом, и к его идеалам вернутся только в 1960-е годы, когда на заводе работали ученики Казимира Малевича: Анна Лепорская и Эдуард Криммер. Произведения этой эпохи тоже можно увидеть на выставке.

Традиции авангарда живы и востребованы до сих пор, и выставка это также демонстрирует. Современные мастера обращаются к формам и образам художников 1920-х годов, переосмысляют их, стремятся создать нечто новое. Но получается скорее стилизация и подражание, не идущие ни в какое сравнение с тем, что создавалось в короткую, но яркую эпоху авангарда.

Помимо фарфора на выставке можно увидеть текстиль, а также костюмы, воссозданные по проектам художников Александра Родченко и Варвары Степановой.

Выставка очень интересная. Во-первых, фарфор — не такая известная сторона развития авангарда, но именно здесь авангард повлиял на развитие дизайна и новые веяния в декоративно-прикладном искусстве. Во-вторых, можно увидеть удивительное превращение аристократического фарфора в одно из орудий пропаганды, очень неожиданное, но тем более оригинальное.

Художники-авангардисты так хотели совершить скачок в будущее, не зря в то время их называли футуристами. Им грезился новый мир, который был так близок, новый человек, но этого будущего не случилось, прыжок сорвался, авангард скомкали и выбросили на полвека на задворки. А история пошла по кругу, что мы и наблюдаем по сей день.

Но для своего времени авангард действительно стал прыжком и прорывом и повлиял на развитие не только русского/советского, но мирового искусства. Поэтому еще одна из причин посетить выставку — стать, наконец, ближе к авангарду, ведь он так много значит для развития истории искусства.

Вам также может быть интересно:

Как Маяковский в Гражданскую войну плакаты рисовал

Как современных дизайнеров вдохновляет советский конструктивизм

Если вам не нравится авангард, вы просто не видели картины Филонова