Авангард стал яркой, но короткой вспышкой на небосклоне отечественного искусства. По сути, лишь одно десятилетие - 1920-е годы - было временем его формирования и расцвета. Тем не менее в истории искусства он оставил след, сформировал собственную идеологию, и к нему и сегодня обращаются дизайнеры для создания особого настроения и стилизации своих продуктов.
Чтобы понять, что же вдохновляющего может быть в авангарде, в архитектуре проявившем себя в конструктивизме, стоит вспомнить его основные принципы. Ведь для многих конструктивизм — это серость, сухость, безжизненность. Но если это отчасти так для архитектуры, она и вправду, бывает чересчур аскетична, то совсем иначе для декоративно-прикладного искусства. А именно оно и дало многое современному дизайну.
Ярче всего авангард проявился в искусстве плаката. И для него он подходил как нельзя лучше. Для авангарда характерно упрощение выразительных средств и их геометризация. Связано это было отчасти с началом массового производства, появлению стандартов оформления, упрощению — такие формы было легче всего копировать и распространять.
Но связь была и с идеологией: простота, доступность, ясность, к которой призывал коммунизм, лучше всего выражал авангард. Нужно было обращаться к огромным массам, часто плохо образованным, не привыкшим к какой-либо изысканности. Чем проще — тем лучше и понятнее. Рубленые, будто топором, формы, четкие призывные лозунги в духе Владимира Маяковского стали фирменным знаком времени.
Популярен был фотоколлаж: черно-белое изображение дополняли геометрическими формами с лозунгами. Это тоже можно назвать отличительной чертой стиля - практически все плакаты были выполнены в такой технике.
В принципе, тогда и рождался дизайн. Александр Родченко, Лазарь Лисицкий, Владимир Маяковский с его "Окнами РОСТА" — первые дизайнеры в нашей истории. Это первая реклама, первый брендинг, яркая политагитка. В каких же случаях современные дизайнеры могут обратиться к их находкам?
- Для привлечения внимания. Минимум ярких и контрастных цветов обращают внимание на главное.
- Когда нужен лаконизм. Стиль позволяет кратко, четко изложить суть и призвать к действию. Кстати, некоторые считают, что приемы конструктивизма близки к НЛП.
- Для передачи динамики. Линии, рупора и в целом геометризм хорошо передает движение и экспрессию.
- Иногда, в патриотических целях. Такой стиль ассоциируется с СССР. И даже если он используется иностранными дизайнерами апеллирует именно к той эпохе.
- Для ретро-стиля. Тут все ясно, думаю.
Давайте посмотрим конкретные примеры яркого и уместного использования идей, образов и форм авангарда.
Музыканты
Меня больше всего порадовали афиши и обложки альбомов нескольких мировых звезд. Например, Beyonce для обложки сингла "Who run the world?" выбрала знаменитый плакат Родченко. Думаю, связано это и с подходящим посылом, и я яркостью и четкостью самого дизайна. Он был создан в 1920-е годы — время невиданной свободы, эмансипации, уравнивании женщин в правах. О женской свободе, силе и независимости поет и Beyonce.
Кстати, Beyonce была не единственной, кто использовал этот сильный образ. Современный художник Шеппард Фейри оформлял обложку альбому группы Afternoons "Say Yes" и использовал ту же схему, но еще более ее упростил.
В стиле конструктивизм были выполнены концертные афиши Red Hot Chili Peppers. Такой дизайн позволил сконцентрировать внимание на главном - названии, месте и времени проведения выступлений. Выполненные в технике фотоколлажа высотные здания напоминают о городах, где пройдут концерты.
Русский продукт
Стиль авангард всегда ассоциируется с Россией, поэтому его используют для рекламы русских продуктов. Ну, известно, что является самой яркой ассоциацией...
Шеппард Фейри
Выше я уже упомянула, как Шеппард Фейри создал обложку альбома для группы Afternoons. Но о нем стоит сказать больше, ведь он часто использует формы авангарда для выражения своих идей. Вот несколько ярких примеров.
Например, он разработал айдентику для бутика Saks в Нью-Йорке, который находится на Пятой авеню. Здесь очень много от советской пропаганды: яркие лозунги (Arm Yourself, Want It, Brave Pants), простота форм, привлечение внимание. Как будто, дизайнер утверждает: шоппинг не менее важен, чем политика.
Про Шеппарда говорят, что он берет старые образы и создает из них новую картину мира. Часто он обращается именно к советской эпохе 1920-х годов, считая искусство этого периода как нельзя лучше подходящим для пропаганды идей и ясности выражения. Он создает муралы — огромные картины на стенах зданий, однажды он бывал и в Москве. Вот, что получилось.
Брендинг
Образы авангарда используют и рекламные агентства для разработки айдентики и фирменного стиля. Так у агентства Repina Branding фирменный знак репа в цветах авангарда
Когда в Москве проходил 42 конгресс Международной рекламной ассоциации плакаты для него были разработаны в стиле конструктивизм. Это было выражением национальной идентичности. Как говорят дизайнеры, с Россией и ее культурой прочно ассоциируются не только матрешки, Кремль или медведи, но и стиль конструктивизм.
Авангард до сих пор востребован в дизайне интерьеров, периодически входит в моду и появляется на подиумах в показах именитых модельеров. Четкий, строгий и яркий, он продолжает иметь поклонников и влюблять в себя тех, кто любит простоту и строгость.
Вот так, стиль, который просуществовал совсем не долго, на самом деле продолжает жить и выражать заложенные в него еще столетие назад идеи. Интересно, правда?
Еще интересно по теме:
Как Маяковский в Гражданскую войну плакаты рисовал
Плакаты Белого движения времён Гражданской войны