Найти тему
Анна об искусстве

Как современных дизайнеров вдохновляет советский авангард

Авангард стал яркой, но короткой вспышкой на небосклоне отечественного искусства. По сути, лишь одно десятилетие - 1920-е годы - было временем его формирования и расцвета. Тем не менее в истории искусства он оставил след, сформировал собственную идеологию, и к нему и сегодня обращаются дизайнеры для создания особого настроения и стилизации своих продуктов.

Рекламный плакат А. Родченко для ленинградского отделения Госиздата. 1924 год.
Рекламный плакат А. Родченко для ленинградского отделения Госиздата. 1924 год.

Чтобы понять, что же вдохновляющего может быть в авангарде, в архитектуре проявившем себя в конструктивизме, стоит вспомнить его основные принципы. Ведь для многих конструктивизм — это серость, сухость, безжизненность. Но если это отчасти так для архитектуры, она и вправду, бывает чересчур аскетична, то совсем иначе для декоративно-прикладного искусства. А именно оно и дало многое современному дизайну.

Ярче всего авангард проявился в искусстве плаката. И для него он подходил как нельзя лучше. Для авангарда характерно упрощение выразительных средств и их геометризация. Связано это было отчасти с началом массового производства, появлению стандартов оформления, упрощению — такие формы было легче всего копировать и распространять.

Но связь была и с идеологией: простота, доступность, ясность, к которой призывал коммунизм, лучше всего выражал авангард. Нужно было обращаться к огромным массам, часто плохо образованным, не привыкшим к какой-либо изысканности. Чем проще — тем лучше и понятнее. Рубленые, будто топором, формы, четкие призывные лозунги в духе Владимира Маяковского стали фирменным знаком времени.

Популярен был фотоколлаж: черно-белое изображение дополняли геометрическими формами с лозунгами. Это тоже можно назвать отличительной чертой стиля - практически все плакаты были выполнены в такой технике.

В принципе, тогда и рождался дизайн. Александр Родченко, Лазарь Лисицкий, Владимир Маяковский с его "Окнами РОСТА" — первые дизайнеры в нашей истории. Это первая реклама, первый брендинг, яркая политагитка. В каких же случаях современные дизайнеры могут обратиться к их находкам?

  • Для привлечения внимания. Минимум ярких и контрастных цветов обращают внимание на главное.
  • Когда нужен лаконизм. Стиль позволяет кратко, четко изложить суть и призвать к действию. Кстати, некоторые считают, что приемы конструктивизма близки к НЛП.
  • Для передачи динамики. Линии, рупора и в целом геометризм хорошо передает движение и экспрессию.
  • Иногда, в патриотических целях. Такой стиль ассоциируется с СССР. И даже если он используется иностранными дизайнерами апеллирует именно к той эпохе.
  • Для ретро-стиля. Тут все ясно, думаю.

Давайте посмотрим конкретные примеры яркого и уместного использования идей, образов и форм авангарда.

Музыканты

Меня больше всего порадовали афиши и обложки альбомов нескольких мировых звезд. Например, Beyonce для обложки сингла "Who run the world?" выбрала знаменитый плакат Родченко. Думаю, связано это и с подходящим посылом, и я яркостью и четкостью самого дизайна. Он был создан в 1920-е годы — время невиданной свободы, эмансипации, уравнивании женщин в правах. О женской свободе, силе и независимости поет и Beyonce.

Обложка сингла Beyonce "WHo run the world?"
Обложка сингла Beyonce "WHo run the world?"

Кстати, Beyonce была не единственной, кто использовал этот сильный образ. Современный художник Шеппард Фейри оформлял обложку альбому группы Afternoons "Say Yes" и использовал ту же схему, но еще более ее упростил.

Обложка группы Afternoons "Say Yes".
Обложка группы Afternoons "Say Yes".

В стиле конструктивизм были выполнены концертные афиши Red Hot Chili Peppers. Такой дизайн позволил сконцентрировать внимание на главном - названии, месте и времени проведения выступлений. Выполненные в технике фотоколлажа высотные здания напоминают о городах, где пройдут концерты.

Концертная афиша Red Hot Chili Peppers.
Концертная афиша Red Hot Chili Peppers.

Русский продукт

Стиль авангард всегда ассоциируется с Россией, поэтому его используют для рекламы русских продуктов. Ну, известно, что является самой яркой ассоциацией...

Реклама русской продукции.
Реклама русской продукции.

Шеппард Фейри

Выше я уже упомянула, как Шеппард Фейри создал обложку альбома для группы Afternoons. Но о нем стоит сказать больше, ведь он часто использует формы авангарда для выражения своих идей. Вот несколько ярких примеров.

Например, он разработал айдентику для бутика Saks в Нью-Йорке, который находится на Пятой авеню. Здесь очень много от советской пропаганды: яркие лозунги (Arm Yourself, Want It, Brave Pants), простота форм, привлечение внимание. Как будто, дизайнер утверждает: шоппинг не менее важен, чем политика.

Дизайн Шеппарда Фейри для бутика Saks.
Дизайн Шеппарда Фейри для бутика Saks.

Про Шеппарда говорят, что он берет старые образы и создает из них новую картину мира. Часто он обращается именно к советской эпохе 1920-х годов, считая искусство этого периода как нельзя лучше подходящим для пропаганды идей и ясности выражения. Он создает муралы — огромные картины на стенах зданий, однажды он бывал и в Москве. Вот, что получилось.

Мурал Шепарда Фейри на фасаде трамвайного депо имени П. Л. Апакова на Мытной улице.
Мурал Шепарда Фейри на фасаде трамвайного депо имени П. Л. Апакова на Мытной улице.

Брендинг

Образы авангарда используют и рекламные агентства для разработки айдентики и фирменного стиля. Так у агентства Repina Branding фирменный знак репа в цветах авангарда

Фирменный знак рекламного агентства Repina Branding
Фирменный знак рекламного агентства Repina Branding

Когда в Москве проходил 42 конгресс Международной рекламной ассоциации плакаты для него были разработаны в стиле конструктивизм. Это было выражением национальной идентичности. Как говорят дизайнеры, с Россией и ее культурой прочно ассоциируются не только матрешки, Кремль или медведи, но и стиль конструктивизм.

Афиша 42 конгресса  Международной рекламной ассоциации.
Афиша 42 конгресса Международной рекламной ассоциации.

Авангард до сих пор востребован в дизайне интерьеров, периодически входит в моду и появляется на подиумах в показах именитых модельеров. Четкий, строгий и яркий, он продолжает иметь поклонников и влюблять в себя тех, кто любит простоту и строгость.

Вот так, стиль, который просуществовал совсем не долго, на самом деле продолжает жить и выражать заложенные в него еще столетие назад идеи. Интересно, правда?

Еще интересно по теме:

Как Маяковский в Гражданскую войну плакаты рисовал

Плакаты Белого движения времён Гражданской войны