Водно-моторный сезон всё ближе, скоро придётся доставать из зимней спячки лодки ПВХ и моторы. А где покатушки на воде, там и контроль за ними со стороны специальных ведомств. Сегодня мы поговорим о том, как не нарваться на глупый штраф на воде и что можно говорить инспектору, а что нет.
В этой статье мы разберём несколько основных вопросов:
- Какие лодки регистрировать в ГИМС, а какие не нужно?
- Что нужно возить в лодке, чтобы не оштрафовали?
- Может ли инспектор требовать документы на незарегестрированную лодку?
- Почему жилет за 1500 рублей не спасёт вас на воде?
Прежде чем приступить к ответам, давайте уточним что же такое ГИМС. Дословная расшифровка: Государственная инспекция по маломерным судам. Ну это так, если вы вдруг не знали.
Какие лодки нужно регистрировать в ГИМС?
С 2012 года правила регистрации плавательных средств в ГИМС были изменены. Сейчас ставить на учёт обязательно следующие категории лодок:
- Вместимостью более 12 пассажиров;
- Длиной более 20 метров;
- Вес судна с мотором более 200 кг (в максимальной комплектации)
- Мощность двигателя, установленного на судне более 10,8 л. с.
При этом материал, из которого изготовлена лодка (ПВХ, металл, дерево, резина) роли не играет. Плавсредства, не подлежащие обязательной постановке на учёт в ГИМС можно зарегистрировать по собственному желанию.
Штраф за передвижение без прав на лодках, подлежащих регистрации составляет от 500 до 1500 рублей, а если вы не поставите на учёт судно, подлежащее регистрации и отправитесь на рыбалку — вас ждёт штраф от 15 до 20 тысяч рублей.
Что нужно возить в лодке, чтобы не оштрафовали?
Для маломерных судов действуют единые нормы оснащения, в которых прописан перечень необходимой экипировки. Сейчас в него входят:
- Спасательный жилет (по количеству пассажиров);
- Конец Александрова;
- Спасательный круг с линём не менее 15 метров;
- Вёсла или багор;
- Огнетушитель;
- Якорь;
- Ведро на 10 литров;
- Оборудование для откачки воды;
- Ручной насос;
- Аварийный знак;
- Свисток;
- Фонарь;
- Аптечка;
- Сигнальные ракеты.
Разумеется, этот перечень не актуален для рыбаков с небольшими лодками ПВХ, не подлежащими обязательной регистрации. На таких плавсредствах можно забыть и аптечку и весло, однако спасательные жилеты у вас должны быть обязательно. При чём требования к ним довольно строгие, но об этом мы поговорим в конце.
В случае отсутствия жилетов — штраф от 300 до 500 рублей.
Может ли инспектор требовать документы на лодку-нерегистрат?
Давайте раз и навсегда закроем этот вопрос. Если инспектор потребует у вас предъявить ДКМ или техпаспорт на маломерное судно, которое не подлежит обязательной регистрации, то вы НЕ обязаны этого делать. В приказе МЧС России № 487 чёрным по белому написано, что требования к наличию специальных документов на судно, а также документов, подтверждающих право управления плавсредством нынешним законодательством не предусмотрены.
Неприятности могут начаться, если вы нарушили правила пользования маломерным судном. В таком случае инспектор ГИМС обязан составить административный протокол, а для этого ему необходимо установить вашу личность. Поэтому паспорт с собой всё же лучше возить, иначе вас доставят в участок для уточнения личных данных, а порыбачить уже не получится.
Почему жилет за 1500 рублей не спасёт на воде?
Ответим кратко. Есть 2 основных типа жилетов:
- Страховочные;
- Спасательные.
Страховочные жилеты лишь помогают остаться на плаву. Они более лёгкие и удобные, использовать их лучше недалеко от берега и в закрытых водоёмах. Если вдруг вы потеряете сознание на воде, то такой жилет не сможет зафиксировать вас на спине.
Спасательные жилеты обладают большей плавучестью, оборудованы шейной подушкой и позволят оставаться на плаву даже человеку без сознания. Стоят они дороже, но безопасность гарантируют.
Стало быть, экономить на таких вещах не стоит. На воде всякое может произойти и лучше быть готовы ко всем возможным вариантам.