- В ЕС заявили, что Россия была вынуждена сократить добычу нефти
- Данные показывают, что нефтяная промышленность оказалась устойчивой к санкциям
Когда на прошлой неделе Россия объявила , что сократит добычу нефти на полмиллиона баррелей в день, возник скептицизм по поводу того, действительно ли она делает это по собственному желанию.
«Это было не добровольно, это было навязано им», — сказала Кадри Симсон, комиссар ЕС по энергетике, в интервью в Каире. «У них нет возможности поддерживать объемы производства, потому что у них нет доступа к необходимым технологиям».
Однако данные из России говорят о другом.
В прошлом году российские компании пробурили больше всего скважин на своих нефтяных месторождениях более чем за десятилетие, и мало признаков того, что международные санкции или уход некоторых крупных западных фирм напрямую навредили так называемым операциям по разведке и добыче. Это помогает объяснить, как добыча нефти в стране восстановилась во второй половине 2022 года, даже несмотря на введение дополнительных ограничений на ее экспорт.
«Отрасль во многом продолжает работать, как и прежде, — сказал Виталий Михальчук, руководитель исследовательского центра компании «Бизнес-решения и технологии», ранее входившей в российское подразделение консалтинговой компании Deloitte & Touche LLP. «Россия смогла сохранить большую часть компетенций, активов и технологий в сфере нефтесервиса».
С момента начала СВО почти год назад российская нефтяная промышленность претерпела самые драматические политические изменения со времен распада Советского Союза.
Крупные западные компании, включая BP Plc, Shell Plc и Exxon Mobil Corp., отказались от многомиллиардных инвестиций в страну. За ними последовали некоторые крупные международные поставщики услуг . Европа также ввела « комплексное ограничение экспорта оборудования, технологий и услуг для энергетической отрасли в Россию».
Тем не менее, согласно отраслевым данным, опубликованным Bloomberg, в прошлом году российские нефтяные вышки пробурили общую глубину более 28 000 километров, что является самым высоким показателем за более чем десятилетие. Данные показывают, что общее количество начатых скважин выросло почти на 7% и превысило 7800, при этом большинство ключевых нефтяных компаний превзошли результаты предыдущего года.
Несколько факторов помогли России удержать свою нефтяную промышленность на плаву.
Во-первых, в 2021 году на ведущих международных поставщиков приходилось лишь 15% всего сегмента нефтесервисных услуг страны . Данные показали, что основную часть рынка составляют собственные подразделения отечественных производителей, таких как ПАО «Роснефть» , ПАО «Сургутнефтегаз» и Группа «Газпром».
«Российские компании привлекают иностранных подрядчиков, если им нужны высокотехнологичные услуги и оборудование», а также передовое программное обеспечение, говорится в отчете московского консультанта. Но такие вещи, как правило, не нужны, чтобы поддерживать поток нефти с уже существующих месторождений.
Во-вторых, некоторые из наиболее значимых западных поставщиков нефтесервисных услуг не покинули страну. SLB и Weatherford International Plc продолжают свою деятельность в России с некоторыми ограничениями.
Главный исполнительный директор SLB Оливье Ле Пеш заявил в июле, что уникальная корпоративная структура его компании позволяет ей работать в России, полностью соблюдая санкции США и ЕС.
В прошлом году Weatherford заявила, что приостановила «какие-либо новые инвестиции или развертывание новых технологий в России», но в последнем квартальном отчете эта страна по-прежнему указана в числе регионов, где она работает.
В-третьих, два ушедших из России нефтесервисных гиганта — Halliburton Co. и Baker Hughes Co. — продали свой бизнес в стране местному менеджменту . По словам Виктора Катона, грубого аналитика Kpler, это позволило подразделениям сохранить персонал и опыт.
Основной проблемой для отечественной нефтяной промышленности России является приобретение западного высокотехнологичного оборудования. Однако «эти проблемы решаются за счет импорта через посредников в дружественных государствах или путем поиска альтернативных поставщиков в Китае», — сказал Михальчук.
Достигнув в апреле минимума в 10,05 млн баррелей в день, добыча нефти в России восстановилась примерно до 10,9 млн баррелей в день в конце 2022 года и оставалась близкой к этому уровню в январе .
Хотя влияние санкций на разведку и добычу было ограниченным, российская нефтяная промышленность сталкивается с другими проблемами. У России нет возможности хранить нефть в больших объемах, поэтому, если компании не могут продавать то, что они производят из-за западных ограничений, приходится сокращать добычу.
bloomberg