Найти тему
Михаил Дача

Куда идет рынок стройматериалов? Укрупненные экономические размышления

Есть некая недооценка состояния рынков стройматериалов. В том числе глобальных.....

1. Из сегмента потребления нынешними условиями практически изъяты валюта и зарубежный туризм....Не говорю ничего - просто их почти нет. И если вчера человек резервировал треть зарплаты, то сегодня - нет этой темы в массе.....И нет зарубежного шопинга....И роста зарплат того нет. . Как результат при таком структурном изменении потребительской корзины - сегментация спроса на российских товарах - земля, недвижимость и с высокой долей российской добавленной стоимости... стройматериалы растут, цены на работы растут.Что ЭТО? ЭТО модель советской экономики, при которой зарплата выплачивается и ее глобально некуда девать. Вот и строили все дачи да гаражи, да родительские дома в деревнях латали...Потому как зарплата не большая, а рисков ее обесценивания много....Куда ее нести? В качество жизни - покрасивей обои, попремиальней коньяк, пожирнее сёмга?....Но явно не в бизнес!

А если и в бизнес, то без офиса, без торговых площадей, только с кассой и компьютером. Интернет-магазин называется.....Это когда я торгую чужим товаром, за которым ко мне просто зашли. Это как за хлебом прийти в автосалон....Можно? А чо нет? Если булки продавать по 500 рублей, то можно и из автосалона.

2. Рынок стройматериалов и интернет-торговля - это очень удобная смесь. Это рынок на доставке, де факто без особых гарантий качества продукции, это полная зависимость от цены у дистрибьютора/производителя. Да, это удобно, но огромный процент таких комплектовщиков строек никак не отвечает за привезенный материал....Но это выгодно базовым компаниям - импортерам и производителям. Выгодно не развивать свою розницу, а отдавать дилерское право неким интереет-магазинам за дилерскую скидку. Но сейчас и дизайнеры, и прорабы имеют дилерскую скидку. Только на ценообразование торговля стррйматериалами и торгующие субъекты никак не влияют - нет маневра.

Потому как с ассортиментом тяжелых, громоздких и объемных товаров для стройки и ремонта иначе как крупная инфраструктура склада - никто не справится. Значит надо на льготных условиях давать землю под ангары, склады, создавать конкуренцию в торговле стройматериалами. Она и так есть какая-то, эта конкуренция, но ее надо стимулировать, расширяя управление себестоимостью и ценообразованием. Не случайно крупнейшие застройщики и ЖБК свои имеют, и карьеры.

Еще бы неплохо государству инвестировать и создать лизинговую компанию по оборудованию для производства стройматериалов. Это очень актуально....Сегодня - особенно. Всякие шароги-мельницы, миксеры.....Там ничего высокотехнологичного нет, это оборудтвание вполне может стать нашим.....отечественным. Минеральная база в некоторых регионах такая, что западные концерны признают, что продукция строительных смесей российского производства получается лучше....чем на далекой европейской Родине бренда. Но тут без большой химии не обойтись.....

3. Почему многие производители не расширяют бизнес, не развивают ПТУ, колледжи и школы специалистов, а уходят в мастер-класс по Ютубу и в тему "сделай сам"‽ Хотя там, у специалистов, высокая доля зарплаты в труде и минимум издержек - каменщик, плиточник, бетоншик, сантехник, электрик....Налогов почти ноль... Только сейчас некоторые бренды чтали это развивать - привязку материалов и работников.

Бизнес на недвижимости и ее отделке и крупный строительный бизнес - огромная разница.... Конкуренция среди застройщиков снижается, площадки поделены, и цена на квартиры будет расти. И не растет она пока высокими темпами только по причине невысоких доходов.....Низкая база.

В пику и в главного конкурента многоэтажной застройке городов - частное домостроение. Квартиру за 2 миллиона не купишь, а сруб 7х8 - легко....Или из блока сам построишь. И отделаешь. И не надо люкса никакого - цемент-песок-обои....

Опять же, не умеет государство считать в логике потребительских корзин, опять упускает структуру потребления и ловит инфляцию....и диспропорции потребления.....Сейчас бы снизить кадастр, расширить продажу земель на понятных условиях, и целый огромный сегмент занятости и вложений - оживёт.....А уж индустрия строительных и отделочных материалов на розничных (а не объектовых) ценах - ваще озолотится.

Мы кормим мировые Химические концерны, покупая у них всякие ингредиенты ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ СМЕСЕЙ....эмульгаторы, стабилизаторы, консерванты.....диоксид титана, акрил.....И идет рост цен на НАШУ, казалось бы, сыпучку и вёдра....А тут еще Тиккурилы разные ушли/не ушли, есть ниша. Кто готов зайти сразу в сегмент ушедших брендов? Китайцы? А мы сами почему не заходим....Заходят. Но не массово и выращивают внутреннюю продуктовую конкуренцию. И не заходят по всей мощности возможностей. Где-то сезонность, где-то региональность....что-то мешает.

Но вопрос к бизнесу: а сколько заводов по производству стройматериалов открыто за год? Сколько в проценте заводов к росту торговых площадей? СТРОЯЩИХСЯ ПЛОЩАДЕЙ.....И будет ясно - чем мы собираемся СТРОИТЬ И ОТДЕЛЫВАТЬ.....

Сейчас наступил золотой час наших и не наших брендов стройматериалов. И хочется, чтобы этот золотой час перерос в золотой век.