На дворе стоял будний день, когда Елена после обеда получила СМС-сообщение. Там говорилось, что банковская карта и счет заблокированы из-за подозрительных действий. Здесь же был указан телефон специальной службы, которая занимается вопросами разблокировки.
Наша героиня еще обрадовалась, что успела расплатиться за обед, а то возникла бы неприятная ситуация – наличных у нее с собой не было. Когда Елена набрала указанный номер, то трубку взяли не сразу. Женщина даже успела начать волноваться: проблему нужно срочно решать, а телефон не торопиться отвечать.
Потом она рассказала оператору о полученной СМСке и спросила, что делать дальше. Ну а дальше злоумышленники смогли получить от Елены всю необходимую им информацию.
Наша знакомая дама отнюдь не глупая, фактически административный работник, а потому в какой-то момент заподозрила неладное. Но мошенники действовали настолько стремительно, что к моменту, когда Елена вошла в свои личный кабинет, там ее встречала финансовая пустота.
Нашу героиню поразила степень подготовленности преступников, с которыми ей пришлось иметь дело. Человек с улицы элементарно не сможет столь грамотно, четко и последовательно построить разговор. Это ведь не совсем простая беседа. Там «оператор» переключил на профильного «специалиста», который находясь на прямой связи в режиме онлайн производил различные «проверки» и «сверки», осуществлял «разблокировку». Вопросы, которые при этом задавались, производили впечатление естественных, корректных и по делу.
Тревогу в сознании Елены забила не какая-либо оговорка со стороны мошенников, а в первую очередь интуиция. Дело в том, что меньше чем за месяц до происшествия ей позвонил какой-то человек, представившийся следователем полиции, который утверждал, будто ее родственник в Усть-Каменогорске попался на мошеннической операции и если она хочет ему помочь – избавить от тюрьмы – то нужно перевести деньги.
У нашей героини не то, что родни, а даже знакомых в Усть-Каменогорске нет, поэтому она с легким сердцем избавилась от звонивших, но потом с удивлением обнаружила, что ее продержали на линии более 20 минут. Получается, что, даже совершив ошибку при заходе на потенциальную жертву, которая в ответ заявляла об отсутствии каких-либо родственников в областном центре Восточного Казахстана, они все равно удерживали зрелую женщину в разговоре достаточно долго.
С СМСкой все получилось иначе. Елена сама набрала номер-ловушку. К тому же наша знакомая держала депозиты в двух банках и автоматически подумала, что речь идет о том, в котором сумма выше. Опять же его расчетным счетом она пользуется регулярно. Ну а все дальнейшее стало делом техники.
Техника, как мы отмечали выше, поражает своим совершенством и отточенностью. У нашей героини сложилось стойкое впечатление о том, что мошенники проходят специальные тренинги под руководством настоящих профессионалов. Талантливые самоучки могут появиться в любой криминальной среде, однако здесь чувствуется школа и системный подход.
В свете произошедшего нашу знакомую удивили две вещи. Первое – это частота случаев. Два раза оказаться в фокусе внимания мошенников менее чем за месяц – это много по любым меркам. К тому же две эти преступные шайки действовали не по одному шаблону, а имели каждая свою специализацию, легенды и техническое сопровождение.
Ну и степень психологической подготовки однозначно впечатлила. Здесь в борьбу за кошельки обывателей вступили не смешные «фраера» из провинции, а какие-то монстры преступных наук.
Любая проблема появляется со способами ее решения. Если на улице стал часто идти дождь, то нужно покупать зонты, куртки с капюшонами, хорошо держащую воду обувь. Раз армия мошенников постоянно расширяет свои ряды и охват потенциальных жертв, нужно быть постоянно готовыми к встрече с ними.
Здесь не стоит ударяться в паранойю а-ля Бусидо: «веди себя так, будто из-за каждого угла может появиться враг», но просто, когда вы отвечаете на звонок с незнакомого телефона, определенную степень мобилизации против неприятностей включать стоит.
Как показывает история Елены, порой против грамотно составленного текста люди оказываются менее защищенными, чем при звонке с незнакомого номера.
Помимо потери денег, проигранные схватки с мошенниками сильно бьют по самооценке. Скажем так: выигранные поединки с преступниками не так повышают самооценку (хотя всплески адреналина и психологическое удовольствие однозначно происходят), как ее понижают проигрыши. Оно и объяснимо: в первом случае вы ничего материального не приобретаете, а во втором варианте теряете, и порой очень много.
Все указывает на то, что мошенничество с помощью телефона остается весьма рентабельным бизнесом. В противном случае его адепты ушли бы в историю, как банды «наперсточников», в свое время изрядно опустошившие карманы азартных граждан. Ушли в прошлое и уличные «лотереи» в людных местах. Правда, в интернете они сохраняются и увеличивают свое видовое разнообразие.
В общем, потенциальным жертвам необходимо постоянно скачивать «обновления» в свое сознание в качестве защиты от мошенников и их новинок. Всего знать из мира такого криминала невозможно, а потому нужно сосредоточиться на алгоритмах, которые используют преступники. Ну и такие знания не должны быть эстафетными (подержал в голове – забыл), им положено находиться в оперативной памяти современного экономически активного человека.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»