Найти в Дзене
Две Войны

Лёгкие танки тяжёлого бронирования Pz.I Ausf.F и Pz.II Ausf- почему эти две модели военные вермахта считали самыми бесполезными?

Лидерами по разработке образцов техники самых странных и неадекватных конструкций в годы Второй мировой войны, безусловно, стали конструктора германского Третьего рейха. Многие из этих образцов были воплощены в металле, а некоторые даже были доведены до мелкосерийного производства.

Удивительно, но большинство из них были полностью работоспособны, и могли выполнять свои функции, правда, не вполне понятно, зачем, и где их можно применить. Общим определением для всех является прилагательное «самый». Самая большая пушка «Дора», самый тяжелый танк «Маус», самая мощная самоходка «Штурмтигр», самый сверхтяжёлый планер Ме.321.

И все они великолепно попадают под определение начальника Генерального штаба, генерал-полковника Франца Гальдера: «настоящее произведение искусства, однако совершенно бесполезное».

Герои нашего сегодняшнего рассказа «Легкие танки тяжёлого бронирования», Pz. I Ausf.F и Pz. II Ausf.J. Их просто невозможно разделить, как сиамских близнецов, так как они схожи по концепции и конструктивным решениям, хотя с разными задачами, но проектировались и выпускались одними фирмами, практически в одно время, одинаковым тиражом (по 30 штук каждого) и воевали бок о бок с одинаковым успехом.

Это одни из самых странных машин, если проводить сравнения танков по характеристикам, времени появления и боевой эффективности, то они стали одними из худших танков Второй мировой войны.

Белград. Один из двух уцелевших до наших дней Pz. I Ausf.F. Фото в свободном доступе.
Белград. Один из двух уцелевших до наших дней Pz. I Ausf.F. Фото в свободном доступе.

Путевку в жизнь им дал генерал-полковник Вальтер фон Браухич, который в 1938 году заменил генерала Фрича на должности главнокомандующего сухопутными войсками вермахта. Он не был закоренелым ретроградом, но, поскольку выдвинулся в Первую мировую, опыт позиционной войны засел в нем на генетическом уровне. Понимая идеи блицкрига, он полагал, что без штурма укрепленных эшелонированных позиций не обойдется, а для этого нужны танки с противоснарядным бронированием.

Идея вполне здравая, но к единому мнению, какой именно танк нужен, генералитет так и не пришел. В итоге, Инспекция моторизованных войск выдала заказ Департаменту вооружений сразу на два, мол, потом разберемся.

Первый для этих целей был полностью вменяемым, вес в пределах 65 тонн, бронирование не менее 80 мм и мощное, 105 мм вооружение. Со вторым абсолютно непонятно. Зачем нужен тяжелый аналог легкого Pz.Kpfw.I (с экипажем из двух человек и двумя пулемётами в качестве вооружения) до сих пор никто объяснить не смог. Даже если броня и позволила бы ему подойти вплотную к ДОТу, то он мог бы его только бодать, или, в лучшем случае, лечь корпусом на амбразуру.

Техническое задание на разработку тоже оказалось весьма расплывчатым, единственное ограничение это вес в 18 тонн, чтобы его держали понтонные переправы. За разработку заведомо бесперспективного проекта взялась фирма «Daimler-Benz». Не стоит считать конструкторов идиотами, «Daimler-Benz» уже имела солидный опыт танкостроения. Просто, в условиях жесткой конкуренции за военные подряды можно было плюнуть на здравый смысл и воплощать любой бред заказчика, лишь бы он за это был готов платить. Вторым партнером стал «Krauss-Maffei», который привлек к разработке еще и «MAN».

Танки Pz. I Ausf.F  и Pz. II Ausf.J. Фото в свободном доступе.
Танки Pz. I Ausf.F и Pz. II Ausf.J. Фото в свободном доступе.

К этому времени, до Инспекции моторизованных войск уже дошло, что показатель живучести определяет не только защита, но и подвижность, и ряд других факторов. Да и боевую массу в 30 тонн превышать крайне нежелательно. Разумеется, 65-ти тонный проект сразу закрыли. А вот Pz.Kpfw.I Ausf.F, который не попал под это ограничение, бюрократы проморгали, а партнеры-разработчики скромно промолчали и сваяли совершенно не нужный Рейху танк.

Классификации он не поддается. По массе (21 тонна) он относится к средним, по уровню защищенности (80 мм по кругу) превосходит тяжелые того времени, по вооружению (два пулемета) хуже легких. Немцы по своей классификации отнесли его к легким, тем более, что Ausf.F намекает на очередную модификацию Pz I, хотя общими остались только пулемёты и классическая компоновка машины.

Но история на этом не закончилась. Генералитет решил развить удачную концепцию «легкого разведывательного танка» Pz II Ausf.L «Luchs» совместив ее с концепцией «легкого танка тяжелого бронирования» Pz I Ausf. F. Это должна была стать максимально бронированная машина, причем скоростная и маневренная. Тут уже количество невнятных требований просто зашкалило. Однако, конструктора «Daimler-Benz» с теми же партнерами с радостью взялись за разработку.

Принципиального смысла в этой работе найти трудно, но со второй попытки получилась более удачная машина. По крайней мере, автоматическая 20-мм пушка была эффективней, чем два пулемёта, в экипаже появился третий человек. При одинаковом двигателе 150 л.с. и меньшей на 4 тонны массе подвижность и проходимость возросли. И понтоны его держали. Правда, за это пришлось заплатить уменьшением толщин бортовой брони до 50 мм, но защита осталась на уровне «Пантеры» и солиднее, чем у Т-34. В серию он пошел под индексом Pz. II Ausf.J, так же, не имея ничего общего с предыдущими модификациями двоек.

Танки Pz. I Ausf.F на маневрах. Фото в свободном доступе.
Танки Pz. I Ausf.F на маневрах. Фото в свободном доступе.

Хотя по боевой эффективности и », Pz. I Ausf.F и Pz. II Ausf.J сущее недоразумение, по конструкторским решениям это достойные машины, разработанные в точном соответствии с бездарным техническим заданием. Они получили все новинки: широкие гусеницы, индивидуальную торсионную подвеску катков, расположенных в шахматном порядке (подвеска Книпкампа).

После выпуска первых партий этих танков конструктора вздохнули с облегчением, но вермахт получил новую головную боль. Забавно, но создание и запуск их в производство оказался гораздо более легкой задачей, чем найти применение этой экзотике.

Более- менее подходящей для них задачей показалась планируемая операция «Геркулес» (штурм Мальты). Их даже успели покрасить под тропики, но операцию отменили. И тут генералитет вермахта немного завис. Вероятно, от полной безысходности, их отправили под Ленинград, на станцию Мга. Вместо проламывания линий обороны им пришлось штурмовать болотистую местность. Дебют состоялся на Синявинских болотах, где в первой же атаке они застряли, причем два танка настолько основательно, что вытаскивали их около месяца. Далее, несмотря на регулярное пополнение танками обеих модификаций за полгода они все были либо подбиты, либо списаны и отправлены в Германию. В итоге, стало понятно, что на роль танков первой линии они не годятся, и боевая карьера непробиваемых тараканов в танковых частях на этом закончилась.

Но немцы народ бережливый, и их отправили во вспомогательные службы, для борьбы с партизанами, которые уже серьезно теребили вермахт. Отряды росли и объединялись, на вооружении появлялись и тяжелые пулеметы и легкая артиллерия. Бронеавтомобили и бронетранспортеры вспомогательных частей уже не справлялись.

⚡Танки Вермахта шли на батальон РККА, но из орудий было лишь 13 миномётов. Но комбат проявил смекалку, и немцы отступили в ужасе!

На партизан. Служба в  полицейских частях. Фото в свободном доступе.
На партизан. Служба в полицейских частях. Фото в свободном доступе.

Первую роту особого назначения сформировали из танков Pz.Kpfw.II Ausf.J и отправили во Францию, в полк СС. Потом перебазировали в Югославию, где к ним добавили Pz.Kpfw.I Ausf.F.

В Белоруссии оба танка применялись против партизан до 44-го года.

Легкие танки тяжелого бронирования это один из наиболее ярких примеров, характеризующих принципы работы немецких конструкторов танков. Стремясь выполнить все пожелания заказчика, они показывали высокий профессионализм и изобретательность, педантизм и пунктуальность. И, одновременно, проявляли абсолютное безразличие к целесообразности создания и возможности дальнейшего применения своего творения, считая это исключительной проблемой заказчика.

На сегодня осталось всего два Pz.Kpfw.I Ausf.F. Один долгое время стоял в Кубинке, другой экспонируется в Белграде. Pz.Kpfw.II Ausf.J не сохранился. Одну подбитую машину захватили под Слуцком, но советским трофейщикам эта экзотика, к сожалению показалась неинтересной, а союзникам попал уже основательно переделанный в инженерную машину, так что возвращать первоначальный облик посчитали нецелесообразным.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете можно ли назвать эти танки боеспособными?