Найти тему
Рядом с детьми

Как помочь ребенку развить речь: 7 практических советов

Чтобы помочь детям развивать речь, важно предоставлять им частые, четкие, простые и точные лингвистические данные.

Когда мы разговариваем с младенцем, он нас не просто слушает: в его уме начинает обретать форму родной язык. Затем малыш старается воспроизвести звуки, позже слова, за ними простые фразы, а примерно к трем годам происходит так называемый «языковой взрыв».

Чем более упорядоченными, ясными, интересными будут предлагаемые нами языковые стимулы, тем лучше и яснее потом будет речь ребенка.

1. Объясняем свои действия даже самому маленькому. Ничего не делаем в молчании. Например, меняем подгузник и все время говорим и говорим: «Сейчас я сниму с тебя ползунки и выброшу мокрый подгузник… Налью в таз воды, чувствуешь, какая она теплая… Где наше полотенце… Вот оно…» и т.д. Главное, произносить слова четко, сопровождая все соответствующей мимикой, с улыбкой. Не надо «сюсюкать», то есть заменять слова, как это нередко бывает, искаженными. Почему-то некоторые мамы считают, что если они вместо «ручки» скажут «лучки» или что-то подобное, малыш их лучше поймет.

2. Когда мы даем ребенку какой-либо предмет, будь то кружка, кукла, погремушка, мячик, будем произносить только название предмета, причем, медленно: «Мяч», вместо «Посмотри, какой красивый мяч! Его можно бросать, он подпрыгивает, ты хочешь поиграть мячом?». Если мы произнесем только название и дадим мяч малышу – это будет правильнее. Ясность и простота позволяют ребенку сразу и быстро связать название, текстуру (взял в руки) и звук предмета (бросил на пол, например).

3. С самого раннего детства малыши любят слушать, как мама или папа рассказывают им что-то, к примеру, о том, как прошел их день, о планах на завтра или на выходные. Спокойный родной голос успокаивает, а наш рассказ заставляет работать мозг. Например: «Сегодня утром мама и папа проснулись раньше тебя, пошли на кухню. Мама налила воды в чайник, папа подогрел молоко. Потом папа услышал, что ты проснулся, он зашел в твою комнату, крепко обнял тебя и сказал: "Доброе утро!"» и т. д.

4. Важно, чтобы язык, который мы используем в разговоре с маленькими детьми, имел простую структуру. Простоту нужно искать не в выбранных терминах, а именно в структуре: короткие предложения с подлежащим, сказуемым и дополнением. Независимо от того, в какой момент к ребенку обращаются, короткие и четкие сообщения легче воспринимаются и понимаются им. Лучше сказать: «Вылезай из ванны: время купания закончилось», чем: «А теперь вылезай, уже не время оставаться в ванне, ты уже давно в ней, вода уже не такая теплая, и, вообще, уже давно пора надевать пижаму, пить молоко и спать». Если информации слишком много, двух или трехлетка просто не поймет, что он действительно должен делать в данный момент.

5. Когда мы разговариваем с малышом об окружающем нас мире, мы должны быть конкретными и пользоваться, скажем так, «научными терминами». Например, гуляя по парку, мы обращаем внимание на деревья, но называем их не обобщенно, а так: «дуб», «ива», «каштан», то есть даем ребенку более точную и интересную информацию. Его словарный запас будет обогащаться быстрее.

-2

6. Никогда не стоит поправлять ребенка, когда он неправильно произносит слова. Также мы не будем настаивать на том, чтобы он говорил, если малыш еще не готов к этому. Наше вмешательство ни в коем случае не должно быть прямым, но всегда должно быть косвенной помощью. Например, ребенок просит пить: «Мама, дай во!» (сокращает слово) или «Мама, дай воу!» (произносит неправильно). Мы не поправляем его, но говорим: «Хочешь воды? Вот она: вода».

7. Если в семье есть маленький ребенок, то даже между собой нам придется разговаривать четко и правильно. А когда обращаемся к малышу, замедляем речь, выговаривая каждый слог. Это способствует концентрации, поэтому наш отпрыск будет более внимательно нас слушать. Кроме того, ясная, простая и четкая информация легче понимается, запоминается и обрабатывается в уме.

-3

Спасибо, что дочитали до конца!🙂

Поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". 📝Позитивных дней!🌞

Еще в моей ленте:

Автор: ©Рядом с детьми