Чтобы помочь детям развивать речь, важно предоставлять им частые, четкие, простые и точные лингвистические данные.
Когда мы разговариваем с младенцем, он нас не просто слушает: в его уме начинает обретать форму родной язык. Затем малыш старается воспроизвести звуки, позже слова, за ними простые фразы, а примерно к трем годам происходит так называемый «языковой взрыв».
Чем более упорядоченными, ясными, интересными будут предлагаемые нами языковые стимулы, тем лучше и яснее потом будет речь ребенка.
1. Объясняем свои действия даже самому маленькому. Ничего не делаем в молчании. Например, меняем подгузник и все время говорим и говорим: «Сейчас я сниму с тебя ползунки и выброшу мокрый подгузник… Налью в таз воды, чувствуешь, какая она теплая… Где наше полотенце… Вот оно…» и т.д. Главное, произносить слова четко, сопровождая все соответствующей мимикой, с улыбкой. Не надо «сюсюкать», то есть заменять слова, как это нередко бывает, искаженными. Почему-то некоторые мамы считают, что если они вместо «ручки» скажут «лучки» или что-то подобное, малыш их лучше поймет.
2. Когда мы даем ребенку какой-либо предмет, будь то кружка, кукла, погремушка, мячик, будем произносить только название предмета, причем, медленно: «Мяч», вместо «Посмотри, какой красивый мяч! Его можно бросать, он подпрыгивает, ты хочешь поиграть мячом?». Если мы произнесем только название и дадим мяч малышу – это будет правильнее. Ясность и простота позволяют ребенку сразу и быстро связать название, текстуру (взял в руки) и звук предмета (бросил на пол, например).
3. С самого раннего детства малыши любят слушать, как мама или папа рассказывают им что-то, к примеру, о том, как прошел их день, о планах на завтра или на выходные. Спокойный родной голос успокаивает, а наш рассказ заставляет работать мозг. Например: «Сегодня утром мама и папа проснулись раньше тебя, пошли на кухню. Мама налила воды в чайник, папа подогрел молоко. Потом папа услышал, что ты проснулся, он зашел в твою комнату, крепко обнял тебя и сказал: "Доброе утро!"» и т. д.
4. Важно, чтобы язык, который мы используем в разговоре с маленькими детьми, имел простую структуру. Простоту нужно искать не в выбранных терминах, а именно в структуре: короткие предложения с подлежащим, сказуемым и дополнением. Независимо от того, в какой момент к ребенку обращаются, короткие и четкие сообщения легче воспринимаются и понимаются им. Лучше сказать: «Вылезай из ванны: время купания закончилось», чем: «А теперь вылезай, уже не время оставаться в ванне, ты уже давно в ней, вода уже не такая теплая, и, вообще, уже давно пора надевать пижаму, пить молоко и спать». Если информации слишком много, двух или трехлетка просто не поймет, что он действительно должен делать в данный момент.
5. Когда мы разговариваем с малышом об окружающем нас мире, мы должны быть конкретными и пользоваться, скажем так, «научными терминами». Например, гуляя по парку, мы обращаем внимание на деревья, но называем их не обобщенно, а так: «дуб», «ива», «каштан», то есть даем ребенку более точную и интересную информацию. Его словарный запас будет обогащаться быстрее.
6. Никогда не стоит поправлять ребенка, когда он неправильно произносит слова. Также мы не будем настаивать на том, чтобы он говорил, если малыш еще не готов к этому. Наше вмешательство ни в коем случае не должно быть прямым, но всегда должно быть косвенной помощью. Например, ребенок просит пить: «Мама, дай во!» (сокращает слово) или «Мама, дай воу!» (произносит неправильно). Мы не поправляем его, но говорим: «Хочешь воды? Вот она: вода».
7. Если в семье есть маленький ребенок, то даже между собой нам придется разговаривать четко и правильно. А когда обращаемся к малышу, замедляем речь, выговаривая каждый слог. Это способствует концентрации, поэтому наш отпрыск будет более внимательно нас слушать. Кроме того, ясная, простая и четкая информация легче понимается, запоминается и обрабатывается в уме.
Спасибо, что дочитали до конца!🙂
Поддержите мой канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться". 📝Позитивных дней!🌞
Еще в моей ленте:
Автор: ©Рядом с детьми