Найти тему
ДЕТИ ПРОТИВ АНГЛИЙСКОГО

«СОБЕРИСЬ И БОРИСЬ»: КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕВАТЬ УЧЕБНЫЙ СТРЕСС?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Есть у меня один студент, которому очень нелегко дается английский. Нелегко в том плане, что школьная учительница у него — это нечто. Я не часто позволяю критиковать себе коллег, но это именно тот случай, когда "ничего, кроме правды". Профессионализма и желания развиваться там ноль.

Задания, которые она дает своей группе, не соответствуют уровню подготовки студентов. С каждой новой темой она стремится впихнуть в детей невпихуемое, вместе с новой грамматикой дает выучить с десяток новых слов, которые никогда не отрабатываются. И каждую неделю тест, на котором вся группа получает 2 или 3 и дружно идет на пересдачу... Учитель хороший, а дети плохие.

Hello! Я Марина Юрьевна, преподаватель английского с 10-летним стажем, окончившая главный ВУЗ страны. Если вас интересуют занятия английским со мной, вот мой телеграмм

У парня есть прогресс — а как ему не быть при регулярных занятиях с репетитором — но от двоек избавиться он не может. Бывает, что мы с ним готовимся к контрольной или проверочной и учим одно, а попадается совсем другое. Или дается какой-то новый тип заданий, и ребенок банально не понимает, как его делать, тратит время, чтобы разобраться и в итоге не успевает.

Мама трезво оценивает уровень знаний сына, им достаточно тройки. Но эти бесконечные двойки и чувство бессилия дико изматывает ребенка и вгоняет его в постоянный стресс. Уговариваем с мамой его с двух сторон не переживать (учителя при мальчике не критикуем, ибо непедагогично!) — мол, все еще впереди, опрокинется и на нашей улице грузовик с пряниками...

В этом году парень перешел в 8 класс, и его отношение к английскому изменилось. Если раньше он нервничал, то сейчас впал в апатию. Занимается, стал даже более инициативным и самостоятельным, но... огня в глазах нет. И взяться ему неоткуда, это я понимаю. С 6 по 8 класс, т.е. уже третий год он пытается избавиться от двоек, но не может.

Подростковые переживания начали вытеснять тяжелые мысли об английском, который, строго говоря, Дима не начинал учить. В школе материал давался бессистемно, а учитывая его хвосты, у меня уже не было места для маневра с каким-то погружением в язык: только школьная программа в авральном режиме...

И вот в этом году, в связи с взрослением и мыслях о тщете всего сущего, Дима на занятиях стал периодически уходить в себя. Да так, что перед включенной камерой сидел в телефоне, делая вид, что ищет там перевод слов... Особенно такие финты он стал делать перед контрольными или после них.

Я прекрасно понимала его состояние, призывала к работе, хвалила, объясняя, в чем он стал лучше. Дима рассеянно кивал, машинально повторял пару слов и снова уходил на свою орбиту. Если бы я не видела по заданиям, что его учитель просто не умеет преподавать свой предмет, я бы не была столь сдержанной. Но тут критиковать и ругать ребенка означало бы добить его...

Но однажды я решила, что дальше так нельзя. И когда Дима в очередной раз "завис" над заданием, я сказала ему: "Дим, так будет еще долго. Ты будешь зубрить, готовиться к уроку и получать двойку, потому что снова твоей учительнице взбредет в голову дать текст, в котором будет половина незнакомых слов и грамматика, которую мы повторяли 3 месяца назад. Это обидно, но это не повод складывать лапки. Соберись и борись! Рано или поздно выучишь ты этот английский, не ты первый и не ты последний, кому было сложно с ним! Но если ты не будешь бороться со своим страхом, будет еще хуже! Ты не выучишь английский и просто потеряешь время. А если он тебе понадобится в будущем, тебе придется начать все сначала! А сейчас взял и сделал задание, быстро, хорош пузыри пускать"!

Дима слегка удивился этой речи, но она явно вывела его из ступора. Ему очень понравились слова "Соберись и борись"! (Что это слоган рекламной компании фонда помощи больным раком я ему говорить не стала). Мы делали очередное занудное задание "раскрой скобочки" на муторную тему использования форм инфинитива и герундия с глаголом. Каждое предложение ему надо было проверять по "методичке", состоящей из 12 пунктов, некоторые состояли из приличного количества глаголов — кто знает, тот поймет, о чем я.

Диме в принципе не хотелось этим заниматься, тем более, что выучить такой объем за пару дней для него было нереально, а на носу очередная проверочная. И вот, когда он снова начинал пробуксовывать и закатывать глаза к потолку, я шутливым тоном говорила "Соберись и борись"! Он повторял эти слова и снова принимался за работу.

Бывает, увы, так, что ребенку не дается не сам английский, а отношение учителя и стиль преподавания не подходит. Если имеются хвосты и пробелы в знаниях, ситуация усугубляется. Ребенок, что называется, теряет интерес и мотивацию. Потому что у современных детей часто слабо развита воля. Им все легко дается, поэтому напряжение душевных сил по неприятному поводу они расценивают как трагедию.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но ведь учеба — не игра, это труд. А если какой-то предмет не дается — борьба. Борьба со своим страхом, со своей ленью, со стыдом, что у тебя двойка, а не пятерка. С плохим настроением. Это надо обязательно объяснять ребенку. Он ведь чувствует, что погружен в некий процесс, который затрагивает все его существо, и это больше, чем учеба. Это — формирование личности, развитие ее волевых качеств, которое для краткости и образности можно назвать борьбой. Детям понравится.

Страдание над домашкой и контрольными получит осмысленность. Ведь не только учеба, но и жизнь порой — борьба. Ребенок должен быть к ней готов. Конечно, хорошо, когда в школе нет особых проблем. А если есть — неужели, ребенок ходит туда зря? Конечно, нет. Кстати, общеизвестный факт, что бывшие троечники часто становятся гораздо более успешными во взрослой жизни, чем их одноклассники-отличники. Потому что привыкли не только к победам, но и к поражениям, имеют сформировавшиеся качества борца.

Из всего, даже из двоек, можно извлечь пользу. Соберись и борись! Иди к своей цели, ведь все страхи — только у тебя в голове! Кстати, дети-спортсмены, особенно регулярно принимающие участия в соревнованиях, обычно более устойчивы к стрессу от учебы и низких оценок. Переживают, конечно, но не вселенскую трагедию. И стараются всегда проанализировать, где был допущен промах. Надо и другим деткам брать с них пример: не вышло в этот раз, победишь в другой, только учти это, это и то. В конце концов, на сошелся свет клином на этих пятерках!

ПОЧЕМУ НЕ ПЯТЬ? КАК НА МЕНЯ МАМА С УЧЕНИЦЕЙ ОБИДЕЛИСЬ
ДЕТИ ПРОТИВ АНГЛИЙСКОГО27 января 2023

📚🏆🎓Желаю всем ученикам успехов в изучении английского, а родителям — мудрости и терпения. И чтобы ваши дети радовали вас своими успехами! Если статья была интересна и полезна, поставьте, пожалуйста, лайк! С надеждой и верой в наших детей, Марина Юрьевна🌞