Есть у меня один студент, которому очень нелегко дается английский. Нелегко в том плане, что школьная учительница у него — это нечто. Я не часто позволяю критиковать себе коллег, но это именно тот случай, когда "ничего, кроме правды". Профессионализма и желания развиваться там ноль.
Задания, которые она дает своей группе, не соответствуют уровню подготовки студентов. С каждой новой темой она стремится впихнуть в детей невпихуемое, вместе с новой грамматикой дает выучить с десяток новых слов, которые никогда не отрабатываются. И каждую неделю тест, на котором вся группа получает 2 или 3 и дружно идет на пересдачу... Учитель хороший, а дети плохие.
Hello! Я Марина Юрьевна, преподаватель английского с 10-летним стажем, окончившая главный ВУЗ страны. Если вас интересуют занятия английским со мной, вот мой телеграмм
У парня есть прогресс — а как ему не быть при регулярных занятиях с репетитором — но от двоек избавиться он не может. Бывает, что мы с ним готовимся к контрольной или проверочной и учим одно, а попадается совсем другое. Или дается какой-то новый тип заданий, и ребенок банально не понимает, как его делать, тратит время, чтобы разобраться и в итоге не успевает.
Мама трезво оценивает уровень знаний сына, им достаточно тройки. Но эти бесконечные двойки и чувство бессилия дико изматывает ребенка и вгоняет его в постоянный стресс. Уговариваем с мамой его с двух сторон не переживать (учителя при мальчике не критикуем, ибо непедагогично!) — мол, все еще впереди, опрокинется и на нашей улице грузовик с пряниками...
В этом году парень перешел в 8 класс, и его отношение к английскому изменилось. Если раньше он нервничал, то сейчас впал в апатию. Занимается, стал даже более инициативным и самостоятельным, но... огня в глазах нет. И взяться ему неоткуда, это я понимаю. С 6 по 8 класс, т.е. уже третий год он пытается избавиться от двоек, но не может.
Подростковые переживания начали вытеснять тяжелые мысли об английском, который, строго говоря, Дима не начинал учить. В школе материал давался бессистемно, а учитывая его хвосты, у меня уже не было места для маневра с каким-то погружением в язык: только школьная программа в авральном режиме...
И вот в этом году, в связи с взрослением и мыслях о тщете всего сущего, Дима на занятиях стал периодически уходить в себя. Да так, что перед включенной камерой сидел в телефоне, делая вид, что ищет там перевод слов... Особенно такие финты он стал делать перед контрольными или после них.
Я прекрасно понимала его состояние, призывала к работе, хвалила, объясняя, в чем он стал лучше. Дима рассеянно кивал, машинально повторял пару слов и снова уходил на свою орбиту. Если бы я не видела по заданиям, что его учитель просто не умеет преподавать свой предмет, я бы не была столь сдержанной. Но тут критиковать и ругать ребенка означало бы добить его...
Но однажды я решила, что дальше так нельзя. И когда Дима в очередной раз "завис" над заданием, я сказала ему: "Дим, так будет еще долго. Ты будешь зубрить, готовиться к уроку и получать двойку, потому что снова твоей учительнице взбредет в голову дать текст, в котором будет половина незнакомых слов и грамматика, которую мы повторяли 3 месяца назад. Это обидно, но это не повод складывать лапки. Соберись и борись! Рано или поздно выучишь ты этот английский, не ты первый и не ты последний, кому было сложно с ним! Но если ты не будешь бороться со своим страхом, будет еще хуже! Ты не выучишь английский и просто потеряешь время. А если он тебе понадобится в будущем, тебе придется начать все сначала! А сейчас взял и сделал задание, быстро, хорош пузыри пускать"!
Дима слегка удивился этой речи, но она явно вывела его из ступора. Ему очень понравились слова "Соберись и борись"! (Что это слоган рекламной компании фонда помощи больным раком я ему говорить не стала). Мы делали очередное занудное задание "раскрой скобочки" на муторную тему использования форм инфинитива и герундия с глаголом. Каждое предложение ему надо было проверять по "методичке", состоящей из 12 пунктов, некоторые состояли из приличного количества глаголов — кто знает, тот поймет, о чем я.
Диме в принципе не хотелось этим заниматься, тем более, что выучить такой объем за пару дней для него было нереально, а на носу очередная проверочная. И вот, когда он снова начинал пробуксовывать и закатывать глаза к потолку, я шутливым тоном говорила "Соберись и борись"! Он повторял эти слова и снова принимался за работу.
Бывает, увы, так, что ребенку не дается не сам английский, а отношение учителя и стиль преподавания не подходит. Если имеются хвосты и пробелы в знаниях, ситуация усугубляется. Ребенок, что называется, теряет интерес и мотивацию. Потому что у современных детей часто слабо развита воля. Им все легко дается, поэтому напряжение душевных сил по неприятному поводу они расценивают как трагедию.
Но ведь учеба — не игра, это труд. А если какой-то предмет не дается — борьба. Борьба со своим страхом, со своей ленью, со стыдом, что у тебя двойка, а не пятерка. С плохим настроением. Это надо обязательно объяснять ребенку. Он ведь чувствует, что погружен в некий процесс, который затрагивает все его существо, и это больше, чем учеба. Это — формирование личности, развитие ее волевых качеств, которое для краткости и образности можно назвать борьбой. Детям понравится.
Страдание над домашкой и контрольными получит осмысленность. Ведь не только учеба, но и жизнь порой — борьба. Ребенок должен быть к ней готов. Конечно, хорошо, когда в школе нет особых проблем. А если есть — неужели, ребенок ходит туда зря? Конечно, нет. Кстати, общеизвестный факт, что бывшие троечники часто становятся гораздо более успешными во взрослой жизни, чем их одноклассники-отличники. Потому что привыкли не только к победам, но и к поражениям, имеют сформировавшиеся качества борца.
Из всего, даже из двоек, можно извлечь пользу. Соберись и борись! Иди к своей цели, ведь все страхи — только у тебя в голове! Кстати, дети-спортсмены, особенно регулярно принимающие участия в соревнованиях, обычно более устойчивы к стрессу от учебы и низких оценок. Переживают, конечно, но не вселенскую трагедию. И стараются всегда проанализировать, где был допущен промах. Надо и другим деткам брать с них пример: не вышло в этот раз, победишь в другой, только учти это, это и то. В конце концов, на сошелся свет клином на этих пятерках!