Найти в Дзене
TechNician

США используют сферу энергетики для манипуляций в Центральной Азии в угоду собственным интересам

В 1997 г. США официально объявили Каспийский регион зоной своих стратегических интересов. Одной из причин активизации политики США в регионе стала необходимость защитить экономические интересы американских нефтяных компаний, заключивших в 1993–1994 гг. крупные контракты с правительствами Азербайджана и Казахстана. Кроме того, по мере появления новых, гораздо более оптимистичных экспертных оценок ресурсов Каспия в Вашингтоне заговорили о важности этого региона с точки зрения энергетической безопасности США и стали рассматривать разработку энергоресурсов Каспия как один из возможных способов диверсификации источников мировых поставок энергоносителей. Постоянно возрастающее внимание США и их союзников к этой зоне связано не только с тем, что этот богатый энергетическими ресурсами регион представляет собой альтернативу поставщикам из ОПЕК, но и с тем, что здесь находится важнейшее пересечение мировых энергетических коммуникаций по направлениям Север – Юг, Европа – Азия.

Именно поэтому в том числе США стремятся любыми средствами не допустить дальнейшего российского экономического и политического доминирования на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Приоритетами региональной политики Вашингтона являются создание «курируемых» госдепартаментом устойчивых военно-политических и экономических связей между центральноазиатскими республиками и странами Южной Азии, их отрыв от интеграционных процессов с Россией и Китаем, последовательное ослабление влияния Шанхайской организации по сотрудничеству (ШОС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Не менее важная задача, как считают в Вашингтоне, – постепенное вытеснение остаточных постсоветских политических элит и замена их новой генерацией молодых политиков, «устойчиво ориентированных на Запад и на распространение демократических принципов». Помимо экономических способов вытеснить Российскую Федерацию с прикаспийской арены, используется политическое давление на руководство большинства стран региона.

Ещё в феврале 2008 г. в ходе одного из заседаний Комитета Сената США по иностранным делам было внесено предложение по введению новой должности – специального посла по энергетическим вопросам. Американская инициатива создания нового поста координатора родилась не только как реакция на осуществление Россией проекта «Южный поток». Задача его деятельности куда перспективнее, что дала понять бывший госсекретарь США Кондолиза Райс в своем выступлении в комитете американского Сената. Она заявила, что через него будет осуществляться мониторинг использования нефти и газа в политических целях [9. C. 21]. Цель США очевидна – ограничить влияние России в азиатских республиках СНГ, а также постоянно противодействовать российскому контролю над поставками нефти и газа из Центральной Азии.