Когда утром вы слышите звук будильника и открываете глаза, какая мысль первой приходит к вам в голову? Вы хотите на работу? Вам нравится то, чем вы занимаетесь? Если ответ отрицательный, то вашему работодателю не повезло – ваша эффективность и производительность явно ниже 100%. Что делать в этом случае, рассказывает Маргарита Богданова-Шемраева, директор департамента по работе с персоналом СберРешений.
Если человек не удовлетворен на работе, он тратит большое количество своего эмоционального ресурса на переваривание этого неудовлетворения: сначала – внутри себя, в фоновом режиме. В запущенных случаях сотрудник начинает выливать это на окружающих: едкие замечания, сплетни срываются на подчиненных или коллег и т.п. А если значительная часть ресурса и потенциала идет на обработку негативных эмоций, то на достижение результата, соответственно, энергии идет меньше. Фокус в достижении рабочих задач размывается. Мысли скатываются на те аспекты рабочего процесса, которые раздражают.
Это могут быть сложности во взаимодействии с коллегами, например, кто-то пишет эмоциональные письма и на них нужно реагировать; ставят «палки в колеса» и мешают реализации задач; дают неэкологичную обратную связь и т.д. Или проблемы, связанные с некачественным обустройством рабочего места: неудобная мебель, зависающее ПО, шумные телефонные разговоры коллег вокруг, скрипящий стул, холод от кондиционера…
Регулярно прокручивая в голове возможные варианты действий, что ответить окружающим, какой вариант действий выбрать, – тратится энергия и время. Они идут не на реализацию рабочих вопросов. Когда человек совсем устает от этого негатива и сил не остается, надо сходить на перекур, долгий обед или просто снять напряжение, посмотрев развлекательные сайты в рабочее время. Соответственно, меньше времени уделяется работе и достижению результатов.
Удовлетворенный и замотивированный сотрудник – это то, что позволяет компании получать максимум результата от вложенных средств.
Безусловно, ответственность за то, как чувствует себя сотрудник, это задача сотрудника. Учиться работать с эмоциональным состоянием, осознавая, что конкретно не нравится и что хочется поменять; доносить свои потребности; прокачивать навыки отстаивания своих границ (например, если кондиционер дует в спину, договориться с коллегами о периодичности его включения/выключения). Однако, чтобы работать в этой плоскости, работодателю необходимо обеспечить как минимум базовый уровень безопасности. Это как, спросите вы?
1. Заработная плата и системы мотивации соответствуют рынку, либо мотивация включает в себя другие ценностные «плюшки» для сотрудников (качественный соц.пакет, компенсация проезда/питания, сертификаты на услуги и др.). Лучше меньше (сотрудников), но уверенных в справедливости оплаты своего труда.
2. Качественно оборудованное рабочее пространство: чтобы ничто не мешало качественно выполнять трудовые обязанности.
3. Well-being-программы. Базового ДМС в современных компаниях уже недостаточно. Как новый must have – программы психологической поддержки и коучинга, техники mindfulness, которые взращивают в сотрудниках осознанность, помогают чувствовать ответственность за свое состояние.
4. Работа с корпоративной культурой, внедрение здоровых ценностей и принципов взаимодействия. Принципы, конечно, должны находить отклик внутри сотрудников, так как директивное навязывание даст обратный эффект. И, в первую очередь, трансляция ценностей должна идти от CEO, HRD и ТОП-команды – не словом, а делом.
5. Прозрачность в процессах и коммуникациях на всех уровнях. Оперативно, четко, емко организовать трансляцию всех ключевых новостей, касающихся развития компании, на сотрудников. Можно по традиции использовать рассылки по почте, телеграм-каналу всем сотрудниками компании. Прямые линии с ТОП-менеджментом, каскад коммуникаций через рабочие чаты по функциям, фасилитационные сессии с вовлечением всех заинтересованных сотрудников для принятия ключевых решений. Важно, чтобы у сотрудников было понимание, как их регулярная деятельность ведет компанию к достижению ее ключевых целей.
6. Связь между регулярной деятельностью сотрудника и стратегией компании. Важно понимать, какой вклад своей работой ты приносишь в развитие всей компании.
Вывод прост: совокупность замотивированных и позитивно заряженных сотрудников в компании будет приносить значительно больший эффект от их деятельности, так как основную часть своего рабочего времени они вкладывают в достижение поставленных перед ними целей. При правильной системе целеполагания в компании, эффективность организации также будет на высоте.