Найти в Дзене
Транспортная планета

На трамвае в Верхнюю Пышму

Оглавление

Сегодня мы поговорим о важном событии, которое произошло в истории российского трамвая. Впервые с 1991 года в России появился новый город с трамвайным движением - Верхняя Пышма. 31 августа 2022 года начала работу единственная в России междугородняя трамвайная линия: Екатеринбург - Верхняя Пышма.

трамвайное кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
трамвайное кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"

Верхняя Пышма- это город-спутник Екатеринбурга, примыкающий к нему на севере. Расположен на берегу реки Пышма. Известен с 1701 года, основан в 1854 году, как поселок. Статус города получил в 1946 году. Площадь города - 60 кв. м., население - 71 тыс. чел.

Верхняя Пышма - крупный промышленный центр. Здесь находится несколько предприятий по переработке меди и производству изделий из других металлов. С 2004 года ведется производство электровозов.

Транспортная ситуация

В городе работает 4 внутригородских маршрута. Маршруты № 1 и 2 - взаимно кольцевые, огибают Верхнюю Пышму. Работают с интервалом 20-60 мин. с 6:30 до 20.00. Маршруты 5 и 7 соединяют отдаленные районы города. Маршрут № 5 работает с 5.40 до 21630 с интервалом 15-30 минут. Маршрут № 7 ходит с 6:30 до 18:30 каждый час. Маршруты обслуживает перевозчик АО "Автотранспорт". Основа подвижного состава - автобусы ГАЗ Next и ПАЗ-32054 и ПАЗ-320402.

Гораздо больше пригородных маршрутов: 14. Они соединяют автостанцию Верхней Пышмы с соседними поселками, селами и СОТами. Ряд маршрутов - сезонные.

Понятно, что важное значение имеют междугородние маршруты, соединяющие Верхнюю Пышму и Екатеринбург. Из маршрутов, следующих чисто в город - это № 108, остальные маршруты Верхнюю Пышму проходят транзитом в пос. Кедровое, в Среднеуральск и т.п.

г, Екатеринбург, пр. Космонавтов, маршрут № 103 (Кедровое - Верхняя Пышма - Екатеринбург), автобус НефАЗ-5279
г, Екатеринбург, пр. Космонавтов, маршрут № 103 (Кедровое - Верхняя Пышма - Екатеринбург), автобус НефАЗ-5279

С 1 декабря 2022 года работает междугородний рельсовый автобус "Орлан": Екатеринбург - Верхняя Пышма. Поезд ходит 5 раз в день, время в пути - 12 минут.

История

В связи с большой связностью Верхней Пышмы и Екатеринбурга, а так же большим пассажиропотоком между городами возникла необходимость строительства скоростного транспорта. Среди вариантов транспорта было сооружение наземного метро, монорельса, рельсового автобуса, но выбор пал на более экономичный вариант - традиционный трамвай.

В 2020 году было заключено концессионное соглашение с ООО "Верхнепышемский трамвай" - оно должно построить трамвайное депо, тяговую подстанцию, трамвайное депо, закупить 11 вагонов и эксплуатировать трамвайную систему. В ходе строительства линии пришлось реконструировать ряд автомобильных трасс, кольцо на улице Фрезеровщиков. В декабре 2021 года на линии начались пуско-наладочные работы и обкатка.

Эксплуатация трамвая началась 31 августа 2022 года, введен маршрут № 333, соединяющий Верхнюю Пышму и Екатеринбург.

Описание линии

Трамвайная линия проходит из Екатеринбурга от кольца "Улица Фрезеровщиков" по городской застройке города вдоль улиц Фрезеровщиков, Шефской улице, далее по опушке лесопарка "Пышминские озерки", по улице Архитектора Соколова (фактически по пустырю) и далее вдоль проспекта Космонавтов и Березовской улице. Здесь линия проходит границу между городами и уже по Верхней Пышме следует по Успенскому проспекту мимо частного сектора.

Схема трамвайной линии
Схема трамвайной линии

На линии имеется 14 остановок, длина - 8,6 км. В конце линии, внутри кольца в Верхней Пышме имеется здание диспетчерской для отдыха экипажей.

Трамвайное депо еще не достроено, поэтому выпуск вагонов осуществляется из Северного депо МУП "Гортранс" Екатеринбурга.

Несмотря на новые пути трамвай едет не быстрее других трамвайных маршрутов и автотранспорта из-за неудачной трассировки линии: по пути следования имеется очень много поворотов и кривых, светофоров, что тормозит движение трамвая.

По всей линии проходит единственный маршрут № 333. Время в пути - 25 минут. В отличие от других трамвайных маршрутов Екатеринбурга он ходит очень даже часто. Пиковый интервал движения 7-10 минут. Маршрут работает с 5 до 23 часов.

Расписание движения трамваев от конечной "Улица Фрезеровщиков"
Расписание движения трамваев от конечной "Улица Фрезеровщиков"
кольцо "Верхняя Пышма"
кольцо "Верхняя Пышма"

Подвижной состав

В парке концессионера имеется 11 российских низкопольных трамваев 71-911ЕМ "Львенок" 2022 года постройки. Все вагоны имеют оригинальную окраску с лозунгом "Верхняя Пышма, вперед!" на борту.

кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
г. Екатеринбург, кольцо "Улица Фрезеровщиков", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ
г. Екатеринбург, кольцо "Улица Фрезеровщиков", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
в салоне трамвая 71-911ЕМ "Львенок"
в салоне трамвая 71-911ЕМ "Львенок"

Оплата проезда

Система оплаты проезда немного отличается от екатеринбургской. При входе в трамвай установлены валидаторы, к которым необходимо приложить банковскую карту или транспортную "Екарту". До 1 ноября проезд так же можно было оплатить наличными кондуктору.

Билет после оплаты проезда у кондуктора
Билет после оплаты проезда у кондуктора

В связи с тем, что трамвай межмуниципальный и проходит в 2 городах, то соотвественно и стоимость проезда зависит от километрожа. Стоимость проезда по всему маршруту составляет 38,50 руб. Поездка внутри городов (по Пышме и Екатеринбургу) - 22 руб. Поездка от ул. Чуцкаева до Верхней Пышмы составляет 30 рублей.

Для оплаты проезда нужно выбрать на валидаторе зону поездки. Злоупотреблять неоплаченным проездом не стоит, на линии работает контроль. Важно, что валидатор не выдает билеты. Контролер считывает с карты специальным терминалом информавцию об оплате поездки.

валидатор для оплаты проезда
валидатор для оплаты проезда

***

Трамвайная линия в Верхнюю Пышму - один из первых проектов развития трамвая в Екатеринбурге, сейчас ведётся строительство еще двух линий - в микрорайоны Академический и Солнечный. Но данный проект наиболее уникален, только лишь потому, что трамвайная линия междугородняя.

Чувствуется, что построив трамвай в Пышму власти не прогадали, маршрут пользуется большой популярностью, и одиночного трамвайного вагона для такого напряженного направления явно не достаточно.

Лично я ездил на данном маршруте в выходной день и трамвай шел чуть ли не битком. Хотя, многие пассажиры катались просто по новой линии. При этом большой пассажиропоток генерирует военно-транспортный музей в Верхней Пышме: трамвайное кольцо удачно расположено у центрального входа в него.

Один из недостатков трамвайной линии в том, что она доходит только до окраины Верхней Пышмы, фактически частично "цепляя" небольшую часть города. Шла бы трамвайная линия еще дальше в центр, пассажиров было бы еще больше.

Еще один довод в пользу пышменского трамвая - это современный подвижной состав, на фоне тех трамваев, которые работают на городских маршрутах, "Львенок" - вне конкуренции: мягкий, плавный ход, минимальное количество шума, чисто и тепло.

В Екатеринбурге трамвайная линия заканчивается на кольце "Улица Фрезеровщиков" в 5 минутах ходьбы от метро "Проспект Космонавтов".

Маршрутом пользуются не только те пассажиры, кому нужно в Пышму, но и екатернбуржцы активно передвигаются на трамвае в черте города.

В перспективе трамвайную линию планируют продлить в центр Верхней Пышмы, а так же продлить дальше в соседний Среднеуральск. Ожидается, что и маршрутов будет больше, трамваи из Верхней Пышмы пойдуть вглубь Екатеринбурга.

Трамвайная линия в Верхнюю Пышму еще и интересна тем, что проходит не только по городу, но и по живописным местам: вдоль лесопарка, и красивых озер, а так же колоритных домиков в честном секторе Верхней Пышмы.

Кроме того, открытие трамвая в небольшом заводском городке Верхняя Пышма подняло повышенный интерес к нему. Появление трамвая - стало большм событием в городе. На нем катаются, с ним фотографируются, а все разговоры сводятся в новинке на городских улицах.

кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок"
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок. К новому трамваю у людей повышенный интерес. "
кольцо "Верхняя Пышма", маршрут № 333, вагон 71-911ЕМ "Львенок. К новому трамваю у людей повышенный интерес. "

И напоследок, посмотрите видео поездки на трамвае маршрута № 333 от Верхней Пышмы в Екатеренбург

На этом все! В следующий раз продолжим знакомство с транспортной системой Екатеринбурга.

Спасибо, что дочитали статью до конца! Подписывайтесь на канал, что бы не пропустить новые статьи.

Почитайте другие статьи о трамвайных системах России: