Найти тему

Как организовать набор линейного персонала

Оглавление

Рассказываем, что такое линейный персонал, в том числе для работы в розничном магазине. Узнаете, где искать кандидатов на массовые позиции, что сделает привлекательной именно вашу вакансию и как найти сотрудников, которые не уволятся через месяц.

Что такое линейный персонал

Линейный персонал — это сотрудники, которые выполняют базовые функции, в основном в торговле, на производстве и в сфере услуг.

том что линейный персонал чаще всего — это люди без специального образования и большого опыта, именно они выполняют основной объем работы в организации. От них зависит успех компании на рынке, ее финансовое положение и репутация. Поэтому к поиску стоит подходить обдуманно и отбирать людей с учетом требований отдельно взятого бизнеса.

Основной поставщик линейных вакансий — ретейл. Среди наиболее востребованных массовых позиций: продавцы, консультанты, работники торгового зала, мерчандайзеры, кладовщики.

Категории линейных должностей

Есть три категории линейных позиций в зависимости от требуемой квалификации сотрудника.

  1. Низкая квалификация — люди без опыта работы и специального образования. Такие сотрудники могут выйти «в поле» сразу же после короткой стажировки. Это операторы в кол-центрах, охранники, консультанты, кассиры, разнорабочие, уборщицы.
  2. Средняя квалификация — люди со средним специальным образованием, а также уже получившие некоторый опыт. Это сварщики, парикмахеры, строители, менеджеры по продажам, водители.
  3. Высокая квалификация — люди с профильным высшим образованием. Это инженеры, архитекторы, врачи, сотрудники банка, учителя.

Независимо от категории линейный работник растет в профессиональном плане и со временем может занять руководящую должность. Отбирая кандидатов на такие должности, вы формируете кадровый резерв, поэтому не стоит экономить время и деньги на их поиске.

Где искать кандидатов на линейные позиции

Джоб-сайты

На джоб-платформах кандидаты выкладывают свои резюме, а работодатели публикуют вакансии. Чем больше база резюме у площадки, тем выгоднее публиковать вакансию именно там — выше шанс, что ее увидят подходящие вам кандидаты.

Можно оплатить публикацию вакансии и собирать отклики, а можно купить доступ к базе резюме и найти соискателей через поиск. Если нужно закрыть позицию срочно, следует закрепить объявление в топе списка за дополнительную плату.

Еще джоб-сайты предлагают дополнительные сервисы по автоматизации рекрутинга и аналитические инструменты, которые помогают поставить наем линейных сотрудников на поток и экономить время рекрутеров. С ними организовать поиск персонала значительно проще, особенно если в вашей компании нет HR-подразделения. Некоторые платформы позволяют размещать объявления бесплатно.

Если вы не называете точный размер зарплаты, укажите вариант «оплата по договоренности», а также критерии, от которых зависит жалование.

В топ джоб-сайтов по величине базы резюме входят: hh.ru, Работа.ру, Superjob, Зарплата.ру, Авито.Работа, Юла.ру, Joblab.ru.

Джоб-платформы решают задачу по поиску линейного персонала, но к ним есть смысл обращаться при крупных объемах найма, когда компания ищет по несколько сотен человек в год. Если же потребность в работниках значительно меньше, используйте другие, менее затратные способы поиска кандидатов.

Например, если вы ИП на патентной системе налогообложения, вы можете нанять не более 15 сотрудников, и джоб-сайты для вас — не самый выгодный способ подбора линейных сотрудников.

Социальные сети

Относительно дешевый и вполне эффективный способ найти линейный персонал — разместить объявление в профильном сообществе, например в группе с вакансиями конкретного города. После публикации включается «сарафанное радио» — люди делятся новостью с друзьями и знакомыми, которым ваша вакансия может быть интересна.

Если у вашей компании есть аккаунты в соцсетях, размещайте вакансии и там — вы привлечете к сотрудничеству уже лояльных вашему бизнесу людей. С ними будет проще договориться об условиях, и мотивация у таких работников выше, чем у тех, кто с вашим продуктом или услугами еще не знаком.

Прежде чем искать сотрудников через социальные сети, определите вашу целевую аудиторию: пол, возраст, круг интересов. Так вы поймете, в каких группах стоит размещать объявление. Если вашим кандидатам меньше 30 лет, ищите их в Telegram, «ВКонтакте» и на YouTube. Пользователи 30 — 50 лет проводят больше времени в Facebook*, старше 50 — в «Одноклассниках».

СМИ

Размещение в СМИ для вряд ли поможет закрыть все вакансии, тем более быстро, когда бизнес уже страдает от нехватки персонала. Тем не менее найти линейных сотрудников на простые задачи найти вполне возможно.

В печатных изданиях ищут работу люди старшего возраста, которые еще не привыкли искать информацию в интернете. По объявлению в газете можно нанять людей на позиции, не требующие опыта и образования: охранников, курьеров, расклейщиков объявлений, промоутеров на раздачу флаеров и т.д.

Еще можно подать объявление в бегущую строку на телевидении или разместить свое предложение на региональном радио.

Вузы

Договоритесь о сотрудничестве с местным вузом или техникумом о том, что выпускники будут проходить практику в вашей компании. Этот вариант подходит, если ищете сотрудников без опыта, но хотя бы с начальным пониманием специфики бизнеса и функций, которые им предстоит выполнять.

Студенты и вчерашние выпускники хотят как можно быстрее набраться опыта и начать себя обеспечивать. Работа на линейной позиции в вашей компании может дать им дополнительный заработок и стать стартовой площадкой для дальнейшего роста.

Если вы привлечете сотрудника возможностями для развития, то получите новых талантливых сотрудников в штате, которые будут рады взять на себя более ответственные и сложные функции.

Биржа труда

Государство содействует в подборе сотрудников. Как российский работодатель вы можете подать заявку на публикацию вакансии на сайте «Работа России».

Служба занятости населения проверит текст объявления, внесет сведения о вашей компании и вакансиях в регистр, а затем подберет сотрудников из своей базы резюме с учетом ваших требований к специальности, уровню квалификации, опыту и навыкам. Это бесплатно.

Что написать в объявлении и поиске сотрудника

Чем больше конкретики, тем выше вероятность того, что откликнутся нужные вам люди.

Что должно быть в объявлении:

  • название должности;
  • форма занятости, например, полный рабочий день или частичная занятость;
  • необходимая квалификация и образование, опыт работы;
  • краткое описание задач, которые предстоит выполнять;
  • описание необходимых личных качеств;
  • прочие условия, например, готовность к командировкам, наличие водительских прав, район проживания;
  • есть ли испытательный срок и сколько он длится;
  • уровень оплаты;
  • что входит в соцпакет, например, медицинская страховка, абонементы в фитнес-зал, детский сад;
  • краткая информация о компании;
  • контактные данные рекрутера.

Представьте себе человека, который будет читать ваше объявление, и пишите на понятном и привычном ему языке. Если вакансия для молодежи, обращайтесь неформально, пишите в разговорном стиле. Если ищете людей старшего возраста, обращайтесь на «вы» и воздержитесь от юмора там, где это неуместно.

Учитывайте специфику должности, на которую ищете людей. Например, если ищете продавцов в сеть магазинов автозапчастей, используйте профильную терминологию.

Прежде чем опубликовать объявление, перепроверьте его на ошибки — даже одна опечатка может сказаться на репутации вашей компании. Для соцсетей подберите картинку или видео, чтобы привлечь внимание подписчиков — так ваше объявление заметит больше людей и вы получите больше откликов.

Как отфильтровать отклики

Если объявление содержательно и опубликовано на подходящей площадке, вам начнут поступать отклики от соискателей. На этом этапе важно определить четкий алгоритм отбора: по каким критериями и каким способом выбираются оптимальные кандидатуры.

Будьте готовы, что соответствовать вашим требованиям будут около 10% кандидатов. Если вам нужно 20 продавцов, придется просмотреть около 200 резюме, а вакансию должны увидеть минимум 2 000 человек. Поэтому особенно важно обращать внимание на то, в каких сообществах в соцсетях вы хотите разместить вакансию: смотрите не на количество подписчиков, а на охваты постов.

В случае с линейным персоналом не стоит устраивать длительные собеседования на этапе отбора. Это отнимет слишком много времени у вас и кандидата. Вместо этого уже во время просмотра резюме выберите тех, кто отвечают критериям, сформируйте из них несколько групп не более 10 человек и проведите с ними групповые собеседования.

Еще после просмотра резюме можно провести анкетирование, тестирование и предложить решить нестандартные ситуационные задачи.

Чем привлечь линейный персонал

Чтобы выиграть в борьбе с конкурентами за кандидатов на массовые позиции, предложите соискателям условия, которые сделают вашу компанию более привлекательной. Те же преимущества помогут удержать уже работающих сотрудников, а значит, вы снизите текучесть кадров и сэкономите на рекрутинге.

Забота о сотрудниках. Предложите официальное трудоустройство, оплату переработок, возможность корректировать график смен. Обсудите с кандидатом, удобно ли ему будет добираться до места работы, понадобится ли ему корпоративный развоз до магазина, склада или офиса. Соискателя привлечет скидка на питание. Обеспечивайте персонал рабочей формой и гарантируйте соблюдение правил безопасности на предприятии.

Все чаще компании предлагают сотрудникам персонализированный пакет бонусов. С одной стороны, так вы выразите заботу о сотруднике и предложите то, что ему действительно нужно, с другой — сократите расходы на повышение лояльности. Например, вы можете предложить новым сотрудникам на выбор: расширенную медицинскую страховку, компенсацию транспортных расходов или корпоративный абонемент в спортзал или бассейн.

Обучение и стажировки. Соискатели считают привлекательными компании, которые дают возможность развиваться: приглашают на стажировки, проводят внутреннее обучение, оплачивают курсы повышения квалификации. Благодаря этому люди видят долгосрочную перспективу работы в вашей компании, возможность получить управленческие навыки и занять более высокие позиции.

Например, вакансия супервайзер станет еще привлекательнее, если человек понимает, что через какое-то время сможет стать менеджером по продажам, а затем территориальным менеджером.

Бонусы за стаж. Привяжите бонусы к сроку работы в компании. Например, с каждым годом поднимайте оклад или процентную часть зарплаты. Для линейного персонала денежная мотивация остается одной из самых мощных, поэтому стоит ввести систему поощрений в зависимости от длительности работы на конкретной позиции.

Реферальная система. Сотрудники, которые уже работают в компании и довольны условиями, могут стать советовать вас другим. Предложите сотрудникам приводить знакомых на открытые позиции, а за каждого друга, который успешно прошел собеседование, выплачивайте бонус. Так вы увеличите количество соискателей на входе и повысите лояльность уже работающих сотрудников.

Как удержать линейный персонал

Чем ниже текучесть кадров, тем меньше потребность в наборе новых сотрудников на массовые позиции. Перечислим несколько способов мотивировать персонал оставаться и приносить пользу компании, например магазину.

Открытая и честная коммуникация. Отвечайте на вопросы сотрудников, принимайте их замечания и предложения.

Похвала и признание. Благодаря им работники чувствуют себя значимыми. Они знают, что их работа высоко ценится коллегами и влияет на судьбу всей компании.

Корпоративная культура. Она дает почувствовать себя частью большого коллектива и поддерживает желание остаться в компании.

Командная организация. Формируйте группы сотрудников с разными навыками и знаниями, чтобы они работали вместе и помогали друг другу.

*Facebook принадлежат корпорации Meta, организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.
*Facebook принадлежат корпорации Meta, организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.