Цитирую:
"Речь рождается на кончиках пальцев!"
"Развивайте мелкую моторику!"
Я встречала подобные рекомендации 10 лет назад, когда мой дочери было 3 и она не говорила, продолжаю встречать и сейчас.
У огромного количества родителей запуск речи прочно ассоциируется с мелкой моторикой.
В ход идут фасоль, горох, шнуровки, камушки, пазлы, пластилин.
Дети сидят, перебирают всё это, стараются.
А речи как не было, так и нет.
Почему же?
Секрет прост.
Речь действительно "включается" с помощью моторики, но не мелкой, а крупной.
Речь рождается через крупномоторные движения в теле, а не на кончиках пальцев.
Чтобы речь пошла, ребенку необходимо бегать, прыгать, качаться, лезть по лестнице, ползти, кидать и ловить мяч, тянуть канат, ходить по бордюрам, учиться управлять своим телом и становиться ловким.
В современной жизни дети очень мало двигаются, неговорящие дети в большинстве случаев имеют трудности именно в двигательной сфере и это является причиной задержки.
Речь - это тоже движение, только не рук, ног, а артикуляционного аппарата. И это движение более тонкое и трудновыполнимое.
Двигательная сфера развивается от крупного к мелкому:
Крупная моторика ▶ мелкая моторика ▶ артикуляция.
Сказать "КА-ША" намного сложнее, чем прыгнуть и хлопнуть.
Но если у меня не получается прыгнуть-хлопнуть, как же можно ждать от меня слова?
Итак,
✅Речь рождается в теле и за это отвечает крупная моторика.
✅Мелкая моторика тоже важна, но она отвечает за чистоту речи.
Поэтому, сначала обеспечиваем ребёнку двигательную активность на ковре, на улице и только потом коробки с фасолью и шнуровки.