Найти тему
atma'secret

Где рождается речь?

Цитирую:
"Речь рождается на кончиках пальцев!"
"Развивайте мелкую моторику!"

Я встречала подобные рекомендации 10 лет назад, когда мой дочери было 3 и она не говорила, продолжаю встречать и сейчас.

У огромного количества родителей запуск речи прочно ассоциируется с мелкой моторикой.

В ход идут фасоль, горох, шнуровки, камушки, пазлы, пластилин.
Дети сидят, перебирают всё это, стараются.
А речи как не было, так и нет.

Почему же?

Секрет прост.
Речь действительно "включается" с помощью моторики, но не мелкой, а крупной.

Речь рождается через крупномоторные движения в теле, а не на кончиках пальцев.

Чтобы речь пошла, ребенку необходимо бегать, прыгать, качаться, лезть по лестнице, ползти, кидать и ловить мяч, тянуть канат, ходить по бордюрам, учиться управлять своим телом и становиться ловким.

В современной жизни дети очень мало двигаются, неговорящие дети в большинстве случаев имеют трудности именно в двигательной сфере и это является причиной задержки.

Речь - это тоже движение, только не рук, ног, а артикуляционного аппарата. И это движение более тонкое и трудновыполнимое.

Двигательная сфера развивается от крупного к мелкому:

Крупная моторика ▶ мелкая моторика ▶ артикуляция.

Сказать "КА-ША" намного сложнее, чем прыгнуть и хлопнуть.

Но если у меня не получается прыгнуть-хлопнуть, как же можно ждать от меня слова?

Итак,

✅Речь рождается в теле и за это отвечает крупная моторика.

✅Мелкая моторика тоже важна, но она отвечает за чистоту речи.

Поэтому, сначала обеспечиваем ребёнку двигательную активность на ковре, на улице и только потом коробки с фасолью и шнуровки.