В прошлой статье на этот сюжет я упоминал, что эта тема в работах художников достаточно распространенная и, что материала для автора в творчестве живописцев немало. Собственно, поэтому сегодня вашему вниманию я предлагаю вторую часть коллекции полотен русских художников на заданную тематику. Если вы вдруг пропустили первую часть, то рекомендую ознакомиться:
Как и в прошлый раз начнем с Исаака Ильича Левитана, благо я упоминал, что художник частенько прибегал к этому сюжету. Приведу замечательную цитату самого художника из его письма своему другу Антону Чехову:
Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда еще так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всем, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай!
А знаменитый русский оперный певец Федор Шаляпин после общения с Левитаном резюмировал:
Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух – тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте – как в речи.
Продолжим работами художника, о судьбе и рефлексиях которого я вам подробно уже рассказывал - Андрея Николаевича Шильдера:
Перед нами два антагонистичных пейзажа: летняя извилистая дорога, уходящая в густую лесную чащу и зимняя, прямая как рельсы дорога, проложенная в лесной просеке.
Далее перейдем к менее известным живописцам. Первым будет художник, который известен вообще только одной своей картиной. Речь идет о Николае Дмитриевиче Ульянове. Информация о нем крайне скудная, точно известно, что он был учителем русского языка и автором нескольких учебных книг по этому предмету.
Исследователи только предполагают, что у него, возможно, и не было художественного образования, но при этом, в дальнейшем его картину приобрел для своей коллекции Третьяков. В годы жизни Ульянова (1816-1856) обращение именно к русскому пейзажу - это уже само по себе нечастый случай, в первой половине XIX века среди живописцев наиболее популярны были итальянские виды.
Вторым будет художник более известный, особенно при жизни, но сейчас основательно подзабытый - Семён Федорович Федоров. Изначально военный, он занимался живописью на любительском уровне. Однако его работы заметил президент Академии художеств и младший брат Александра III великий князь Владимир Александрович, который распорядился уволить его в запас и принять учеником в мастерскую знаменитого пейзажиста Ивана Шишкина.
А впоследствии он еще и будет заниматься в мастерской Юлия Клевера. Оба учителя, без сомнения оставят свой след в стилистике написания картин Федорова. По моему мнению, конечно же.
И закончим на сегодня картиной одного из представителей династии Мамонтовых - Михаила Анатольевича Мамонтова. Его отец, как и дядя (известный меценат Савва Мамонтов), был коллекционером картин. Естественно, Михаил частенько гостил у своего дяди в Абрамцево, где находился знаменитый Абрамцевский художественный кружок.
О самом художнике известно не так много: родился в 1865 году, обучался в Московском училище живописи и ваяния у Александра Киселева и Василия Поленова, писал преимущественно пейзажи. Эту работу Мамонтов создаст еще будучи студентом и прямо со студенческой выставки ее приобретет Павел Третьяков для своей коллекции.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.