Найти в Дзене
История живописи

Прижизненный и посмертный портреты Павла Третьякова кисти Репина

Предприниматель и меценат не особо любил позировать, но после уговоров Репина все же согласился на это. Вряд ли у Третьяков был суеверен, как это бывает пишут в статьях о "сглазе" портретов Репина, после которых умирали те, кого он изображал - приводят примеры Пирогова, Писемского, Мусоргского и Гаршина. Да и сама эта тема сглаза Ильи Репина - тоже весьма спорная и скорее для любителей тем "погорячее" в интернете. Факты таковы - Третьяков согласился позировать и приезжал в мастерскую Репина для этого. Самому меценату портрет понравился, а вот его жена и дочь были недовольны зажатостью позы и "нервностью цепких рук". Сложно не согласиться с этим: у меня тоже возникла эта мысль - про цепкие пальцы и какую-то "сжатость" фигуры Третьякова на этом портрете. С другой стороны, ведь не зря современники коллекционера отмечали его "коршунские лапы и жадные объятия", восхищаясь его деловой хваткой, которую он в равной мере использовал и для собирания своей коллекции. История с портретом получила

Предприниматель и меценат не особо любил позировать, но после уговоров Репина все же согласился на это. Вряд ли у Третьяков был суеверен, как это бывает пишут в статьях о "сглазе" портретов Репина, после которых умирали те, кого он изображал - приводят примеры Пирогова, Писемского, Мусоргского и Гаршина. Да и сама эта тема сглаза Ильи Репина - тоже весьма спорная и скорее для любителей тем "погорячее" в интернете.

"Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи", И.Е. Репин, 1883. Третьяковская галерея, Москва.
"Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи", И.Е. Репин, 1883. Третьяковская галерея, Москва.

Факты таковы - Третьяков согласился позировать и приезжал в мастерскую Репина для этого. Самому меценату портрет понравился, а вот его жена и дочь были недовольны зажатостью позы и "нервностью цепких рук". Сложно не согласиться с этим: у меня тоже возникла эта мысль - про цепкие пальцы и какую-то "сжатость" фигуры Третьякова на этом портрете. С другой стороны, ведь не зря современники коллекционера отмечали его "коршунские лапы и жадные объятия", восхищаясь его деловой хваткой, которую он в равной мере использовал и для собирания своей коллекции.

История с портретом получила свое продолжение уже после смерти самого известного российского собирателя картин в декабре 1898 года. В этом же месяце Репин получил заказ от Совета галереи на выполнение посмертного портрета мецената "у гроба Третьякова". Возможно, имелось в виду посмертное изображение лежащего в гробу человека, так часто изображали монархов, к примеру. Но художник решил "сделать для галереи особый портрет П.М."

"Портрет П.М. Третьякова", И.Е. Репин, 1901. Третьяковская галерея, Москва.
"Портрет П.М. Третьякова", И.Е. Репин, 1901. Третьяковская галерея, Москва.

В этом портрете Репин все таки смягчил позу Третьякова - фигура уже не выглядит такой зажатой и его пальцы, пожалуй, не столь напряжены. Взгляд мецената спокоен и отстранен, он всецело погружен в свои раздумья. По замыслу художника, меценат стоит в одном из залов своей галереи, рядом с лестницей, в окружении полотен Левитана, Коровина и Серова. Сейчас в этом зале размещены работы великого русского пейзажиста Ивана Шишкина.

А на какую картину он смотрит? У искусствоведов есть ответ и на этот вопрос - он смотрит на особо ценимый им эскиз Виктора Васнецова для росписи Владимирского собора в Киеве "Радость праведных о Господе. Преддверие рая". Думаю, что выбор картины, которую изучает Третьяков, напрямую связан с тем, что портрет посмертный.

В постоянной экспозиции галереи этого триптиха (изображения из трех частей) больше уже нет, его только периодически выставляют публике. Интересно еще то, что Репин для написания портрета пользовался не только своей работой 1883 года, но и фотографией, где мы видим самого художника практически в том же месте, где он изобразил Третьякова. Вполне возможно, что и фотография выполнена самим Репиным - он нередко прибегал к этому приему для работы над своими полотнами.

-4

Однако, некоторые картины на портрете 1901 года отличаются от тех, что мы видим на фотографии, хотя ракурс снимка практически идентичный. Так же для своей работы Репин пользовался посмертной маской Третьякова, выполненной скульптором Волнухиным. Любопытно еще то, что по информации искусствоведов, уже после написания посмертного портрета, Репин вернулся к своей картине 1883 года и переписал на нем фон, тоже изобразив на нем картины, то есть изначально их там не было.

На склоне лет сам Павел Третьяков говорил о себе так: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях". Достойные слова достойного человека, ведь действительно он свою коллекцию безвозмездно передал Москве в 1892 году. Последние слова его были такими: "Берегите галерею и будьте здоровы".

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.