Найти тему
История живописи

"Эх, дороги" на картинах русских художников, известных и не очень

Наверняка многих из вас периодически (а некоторых и часто) захватывает жажда путешествий и поездок куда-то где вы либо никогда не были, либо наоборот были когда-то, но хотели бы вернуться. Именно этому желанию посвящена сегодняшняя статья: мы посмотрим с вами на олицетворение этого желания - дороги, которые уходят куда-то вдаль, где нас ждет что-то интересное и/или неизведанное. Надо сказать, что в русской живописи это достаточно распространённый мотив, так что материала для меня, как для автора, было немало, возможно, и не на одну статью.

Но закончим с вступлениями и перейдем собственно к картинам. Начнем с одного из самых известных русских пейзажистов, творчество которого мало кого оставляет равнодушным - Исаака Ильича Левитана.

"Владимирка", И.И. Левитан, 1892. Третьяковская галерея, Москва.
"Владимирка", И.И. Левитан, 1892. Третьяковская галерея, Москва.
"Дорога", И.И. Левитан, 1898. Ивановский областной художественный музей.
"Дорога", И.И. Левитан, 1898. Ивановский областной художественный музей.
"Деревенская  дорога", И.И. Левитан. Финская национальная галерея, Хельсинки.
"Деревенская дорога", И.И. Левитан. Финская национальная галерея, Хельсинки.

Это довольно-таки частый сюжет на его картинах: можно вспомнить, что его отец, изначально раввин по образованию, работал на железной дороге. Поэтому с самого детства Исааку пришлось много переезжать с места на место, да и потом он немало путешествовал. Думаю, даже самые далекие от живописи люди, слышали о его поездках в Плёс, в результате которых этот небольшой городок на Волге сейчас ассоциируется именно с Левитаном и ни с кем более.

Продолжим менее известными художниками, раз уж это было заявлено в названии статьи, и взглянем на работу поручика в отставке, который занимался сначала фотографией, а затем решил поучиться и на художника. Речь идет о Николае Флориановиче Добровольском.

"Большая дорога (Большая русская дорога осенью)", Н.Ф. Добровольский, 1877. Краснодарский краевой художественный музей.
"Большая дорога (Большая русская дорога осенью)", Н.Ф. Добровольский, 1877. Краснодарский краевой художественный музей.

После трёх лет обучения в Академии художеств, в октябре 1877 года, за данную картину Добровольского удостаивают звания классного художника второй степени. Картина имела успех и в следующем году экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где была приобретена знаменитым меценатом Павлом Третьяковым.

Авторство следующий работы принадлежит тоже выпускнику Академии художеств, но более успешному, закончившему ее с максимальной наградой - Владимиру Донатовичу Орловскому. Эту картину художник напишет уже будучи профессором Академии. На ней мы видим пыльную проселочную дорогу в знойный летний день:

"Дорога", В.Д. Орловский, 1881. Нижегородский художественный музей.
"Дорога", В.Д. Орловский, 1881. Нижегородский художественный музей.

В дореволюционной книге "Наши художники" автор так описывает творчество Орловского:

Мотивы его картин весьма разнообразны, особенно же в пейзажах с эффектами южного солнца... Заросшие пруды, поля и нивы, хутора, мотивы Преднепровья, березовые рощи и грабовые леса, эффекты вечернего освещения - все это трактовалось художником в многочисленных произведениях.

Далее рассмотрим единственную картину из сегодняшней коллекции, которая представляет из себя жанровую сцену, а не пейзаж. Ее автор, Константин Александрович Вещилов, начинал свой художественный путь на Валааме "под руководством отца Луки, заведовавшего в то время росписью главного собора", как вспоминал сам художник впоследствии.

"В дороге", К.А. Вещилов, 1903. Пермская художественная галерея.
"В дороге", К.А. Вещилов, 1903. Пермская художественная галерея.

Продолжит он свой путь под руководством Ильи Репина, причем станет одним из любимейших учеников великого мастера: так, Репин разрешил студенту проживать на своей служебной квартире, а летом Вещилов неоднократно бывал в знаменитых репинских "Пенатах".

И закончим на сегодня работами Аполлинария Михайловича Васнецова. Младший брат известного "былинного и сказочного" художника Виктора Васнецова больше специализировался на пейзажах. Про свою финальную картину, которую он назовет своим эпилогом и "пройденным путем" я вам уже рассказывал:

Вообще жизненный путь и дорога судьбы, по которой мы все идем, очень перекликаются с сюжетами на сегодняшних картинах. Метафора, в которой есть о чем задуматься, на мой взгляд.

"Лесная тропинка. Абрамцево", А.М. Васнецов, 1885. Третьяковская галерея, Москва.
"Лесная тропинка. Абрамцево", А.М. Васнецов, 1885. Третьяковская галерея, Москва.
"Сумрачный день. Урал", А.М. Васнецов, 1919. Третьяковская галерея, Москва.
"Сумрачный день. Урал", А.М. Васнецов, 1919. Третьяковская галерея, Москва.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.