Наверняка многих из вас периодически (а некоторых и часто) захватывает жажда путешествий и поездок куда-то где вы либо никогда не были, либо наоборот были когда-то, но хотели бы вернуться. Именно этому желанию посвящена сегодняшняя статья: мы посмотрим с вами на олицетворение этого желания - дороги, которые уходят куда-то вдаль, где нас ждет что-то интересное и/или неизведанное. Надо сказать, что в русской живописи это достаточно распространённый мотив, так что материала для меня, как для автора, было немало, возможно, и не на одну статью.
Но закончим с вступлениями и перейдем собственно к картинам. Начнем с одного из самых известных русских пейзажистов, творчество которого мало кого оставляет равнодушным - Исаака Ильича Левитана.
Это довольно-таки частый сюжет на его картинах: можно вспомнить, что его отец, изначально раввин по образованию, работал на железной дороге. Поэтому с самого детства Исааку пришлось много переезжать с места на место, да и потом он немало путешествовал. Думаю, даже самые далекие от живописи люди, слышали о его поездках в Плёс, в результате которых этот небольшой городок на Волге сейчас ассоциируется именно с Левитаном и ни с кем более.
Продолжим менее известными художниками, раз уж это было заявлено в названии статьи, и взглянем на работу поручика в отставке, который занимался сначала фотографией, а затем решил поучиться и на художника. Речь идет о Николае Флориановиче Добровольском.
После трёх лет обучения в Академии художеств, в октябре 1877 года, за данную картину Добровольского удостаивают звания классного художника второй степени. Картина имела успех и в следующем году экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где была приобретена знаменитым меценатом Павлом Третьяковым.
Авторство следующий работы принадлежит тоже выпускнику Академии художеств, но более успешному, закончившему ее с максимальной наградой - Владимиру Донатовичу Орловскому. Эту картину художник напишет уже будучи профессором Академии. На ней мы видим пыльную проселочную дорогу в знойный летний день:
В дореволюционной книге "Наши художники" автор так описывает творчество Орловского:
Мотивы его картин весьма разнообразны, особенно же в пейзажах с эффектами южного солнца... Заросшие пруды, поля и нивы, хутора, мотивы Преднепровья, березовые рощи и грабовые леса, эффекты вечернего освещения - все это трактовалось художником в многочисленных произведениях.
Далее рассмотрим единственную картину из сегодняшней коллекции, которая представляет из себя жанровую сцену, а не пейзаж. Ее автор, Константин Александрович Вещилов, начинал свой художественный путь на Валааме "под руководством отца Луки, заведовавшего в то время росписью главного собора", как вспоминал сам художник впоследствии.
Продолжит он свой путь под руководством Ильи Репина, причем станет одним из любимейших учеников великого мастера: так, Репин разрешил студенту проживать на своей служебной квартире, а летом Вещилов неоднократно бывал в знаменитых репинских "Пенатах".
И закончим на сегодня работами Аполлинария Михайловича Васнецова. Младший брат известного "былинного и сказочного" художника Виктора Васнецова больше специализировался на пейзажах. Про свою финальную картину, которую он назовет своим эпилогом и "пройденным путем" я вам уже рассказывал:
Вообще жизненный путь и дорога судьбы, по которой мы все идем, очень перекликаются с сюжетами на сегодняшних картинах. Метафора, в которой есть о чем задуматься, на мой взгляд.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.