Найти тему
История живописи

Нормандское путешествие Поленова и Репина, изменившее их навсегда

"Ливень", В.Д. Поленов, 1874. Третьяковская галерея, Москва. Считается, что эта картина была написана художником под влиянием Барбизонской школы живописи.
"Ливень", В.Д. Поленов, 1874. Третьяковская галерея, Москва. Считается, что эта картина была написана художником под влиянием Барбизонской школы живописи.

Сегодня я расскажу вам о том, как Василий Поленов путешествовал по Франции в рамках своей пенсионерской поездки, происходившей в 1872-1876 годах. Надо сказать, что Поленов не первый раз был в Париже: так, еще будучи вольноприходящим слушателем Академии художеств (и студентом юридического факультета Университета) в 1867 году он отправился во французскую столицу на Всемирную выставку.

Но тогда Париж не сильно впечатлил молодого Поленова. Чего не скажешь о втором его пришествии в самый известный французский город. В конце ноября 1873 года он прибывает в Париж и пишет родным: "Живу теперь я на Монмартре очень высоко под крышей мансарда. Типичное жилье рабочих и художников, весь Париж под ногами". В это же время в Париже находится его близкий друг - знаменитый Илья Репин, тоже бывший золотым медалистом Академии. Несколько лет спустя, уже по возвращении в Москву, они напишут портреты друг друга:

Слева - Портрет И.Е. Репина, В.Д. Поленов, 1879. Справа - Портрет В.Д. Поленова, И.Е. Репин, 1877. Обе картины находятся в Третьяковской галерее..
Слева - Портрет И.Е. Репина, В.Д. Поленов, 1879. Справа - Портрет В.Д. Поленова, И.Е. Репин, 1877. Обе картины находятся в Третьяковской галерее..

Любопытно, что именно тогда, когда русские художники находились в Париже, там в апреле 1874 года проходила первая выставка импрессионистов, но в письмах Поленова нет упоминаний об этом событии, что косвенно указывает на то, что он ее не посещал.

В русской церкви, которую они посетили вместе с Репиным, Поленов увидел несколько картин Алексея Боголюбова на библейские сюжеты, и считается, что именно эти работы повлияли на будущие поленовские работы на тему Христа. Так, первый эскиз к его картине "Христос и грешница" Поленов создал именно в декабре 1873 года:

"Христос и грешница", В.Д. Поленов, 1873. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Христос и грешница", В.Д. Поленов, 1873. Русский музей, Санкт-Петербург.

Сам Боголюбов проживал в то время в Париже и познакомился с молодыми выпускниками Академии. Именно он посоветовал им посетить небольшой городок Вёль, в Нормандии, на севере Франции. Летом следующего (1874) года друзья туда и отправились:

Теперь я нахожусь в Нормандии, на берегу моря, в маленьком городке, называемом Veules (Вёль). Живу вместе с Репиным в домике, находящемся в лесу, т. е. в лесу не в лесу, а между деревьями, на берегу быстрой и прозрачной, как кристалл, речки; она течет не более как полторы версты, а на ней находится три фабрики и восемь мельниц, постоянно работающих. Пишу этюды и вспоминаю Имоченцы.
"Мельница на истоке речки Вёль", В.Д. Поленов, 1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
"Мельница на истоке речки Вёль", В.Д. Поленов, 1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
"Мельница на истоке речки Вёль. Этюд", В.Д. Поленов, 1874. Музей-заповедник Поленова.
"Мельница на истоке речки Вёль. Этюд", В.Д. Поленов, 1874. Музей-заповедник Поленова.
"Пруд в Вёле", В.Д. Поленов, 1874. Ульяновский областной художественный музей.
"Пруд в Вёле", В.Д. Поленов, 1874. Ульяновский областной художественный музей.

Именно там, в Нормандии, Поленов впервые почувствовал настоящий вкус к пленэрной живописи и написал множество пейзажей "на открытом воздухе" (буквальный перевод с французского термина пленэр). Та поездка сильно повлияла на его творчество, к пленэрной пейзажной живописи он впоследствии вернется еще не раз, но уже в России. Поэтому неудивительно, что много лет спустя он напишет:

Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…
"Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия", В.Д. Поленов, 1874. Третьяковская галерея, Москва. Примечательно, что эту картину художник долгое время не продавал и держал у себя, и только на склоне лет (1925 год) передал в дар в самую известную галерею России.
"Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия", В.Д. Поленов, 1874. Третьяковская галерея, Москва. Примечательно, что эту картину художник долгое время не продавал и держал у себя, и только на склоне лет (1925 год) передал в дар в самую известную галерею России.
"В парке. Местечко Вёль в Нормандии", В.Д. Поленов, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург
"В парке. Местечко Вёль в Нормандии", В.Д. Поленов, 1874. Русский музей, Санкт-Петербург
"Старые ворота. Вёль. Нормандия", В.Д. Поленов, 1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
"Старые ворота. Вёль. Нормандия", В.Д. Поленов, 1874. Музей-заповедник В.Д. Поленова.

Особенно отмечу, что художник упомянул про здоровье, которое "не гонит вон". К сожалению так не раз случалось с самыми разными русскими художниками... Подытоживая историю, приведу слова самого Поленова:

То, что я, живя за границей в Париже, увлекался произведениями французских художников и волей-неволей им подражал, еще не значит, что я для России никуда не годен. Положим, что моя натура не типично русская, но из этого не следует, чтобы я был французом или немцем.
"Лесная дорога", В.Д. Поленов, 1874. Частное собрание.
"Лесная дорога", В.Д. Поленов, 1874. Частное собрание.

Спасибо, что дочитали, если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь. А если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, мне будет интересно прочитать.