Художник Юлий Юльевич Клевер был родом из балтийских немцев и родился он ровно посередине XIX века в городе Дерпте, который при основании назывался Юрьев, а теперь значится как эстонский Тарту. Отец его был не слишком близок к искусству, но все же был из интеллигенции, а именно преподавал химию в местном университете. Очевидно как практичный немец, он настоял на том, чтобы после окончания местной гимназии его сын поехал учиться в Академию художеств на архитектурное отделение.
Однако через год его сын все-таки переводится в пейзажный класс, явно более близкий ему по духу. Но здесь что-то пошло не так, неизвестно, что именно, то ли его отчислили, то ли у него не сложилось с преподавателями Сократом Воробьевым (о его отце я вам рассказывал) и Михаилом Клодтом, но в итоге 1870 году Академию он покидает. Сам он напишет родителям об этом так:
Я выхожу из числа учеников Академии. Поставил цель – развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры.
Выражаясь современным языком, Клевер решил зайти с другой стороны – через Императорское Общество поощрения художников. Путь рискованный, но удача не отвернулась от молодого художника и его заметили: вначале его картину приобрел коллекционер и влиятельный член общества П.С. Строганов, а затем великая княгиня и сестра действующего императора Мария Николаевна.
Успех, что называется, окрыляет, и через пару лет, 24-летний художник решает устроить персональную выставку (в залах Общества). Для недоучившегося студента это было очень смело и удача снова не изменила ему - выставка имела феноменальный успех. Как уж тут не поверить в чудодействие фамилии: напомню читателю, что издревле четырехлистный клевер - символ удачи. А когда через два года, на второй персональной выставке, картину художника приобретает сам император, становится ясно, что долгосрочный успех Клеверу теперь уже точно обеспечен.
Так и случилось: его работы были востребованы настолько, что ему пришлось открывать собственную "живописную фабрику", на которой работали помощники в лице студентов и менее удачливых художников. Злопыхатели называли такие картины "клеверками", многие из них были по сути дела, созданы помощниками, а сам художник только слегка проходился по ним кистью - нечто подобное спустя несколько десятилетий опробует Исаак Бродский.
И все-таки однажды удача слегка изменила Клеверу: его привлекли в качестве свидетеля по делу о растратах его знакомого, бывшего конференц- секретаря Академии художеств Петра Исеева. Эта история сильно измотала художника, и он решает уехать на родину предков - Германию, где и будет продолжать с успехом трудиться вплоть до 1915 года. Однако несмотря на семь лет отсутствия и непростую обстановку в стране, отягощенную Первой мировой войной, его помнили: первая же его выставка в Москве была успешной.
И даже приход советской власти не положил конец успешной карьере Юлия Клевера: он продолжал преподавать в Академии художеств и даже успел стать Заслуженным деятелем искусств РСФСР. До самой своей смерти в Ленинграде в конце 1924 года, художник преподавал в Академии, которую так в свое время и не закончил, выбрав другой путь, и продолжал работать над картинами. О своем любимом жанре в живописи Юлий Клевер говорил так:
Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами.
Пожалуй, лучше и не скажешь. Надеюсь, что сегодня вам было интересно, и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях, будет интересно почитать.