Найти тему

"Удушающая любовь" - чем вредит гиперопека детям с особенностями развития и не только?

Оглавление

Этот материал скорее для всех родителей без исключения, просто в случае, когда с ребёнком не всё в порядке, мамы/папы ещё чаще стремятся везде подстелить соломку, оградить ото всех тягот жизни и помогать там, где помогать по сути уже и не очень надо.

Родительская любовь безусловно важна для нормального развития детской психики. Но как и везде, у любви тоже есть предел, за которым она из вполне естественного и правильного чувства, превращается в гиперопеку и начинает откровенно вредить ребёнку.

из фотопроекта Анны Радченко об обратной стороне материнства
из фотопроекта Анны Радченко об обратной стороне материнства

Что такое гиперопека?

На самом деле гиперопека это скорее не избыток любви, а избыток тревожности и страхов у взрослого, выливающийся в чрезмерную заботу о ребёнке. Как правило, есть 2 вида гиперопеки:

Когда в семье царит потворствующая гиперопека, родители всё делают для ребёнка. Покупают ему всё, что он захочет, включают мультики/игры и прочее без ограничений. Именно подобная гиперопека часто приводит к тому, что малыш получает грудь чуть ли не до 5 лет, соски/бутылки до школы,и в более старшем возрасте, чуть топнув ножкой, ребёнок имеет всё, что захочет.

С малышом, у которого есть особенности развития, гиперопека нередко проявляется так - с ним не занимаются чуть он пикнул или выказал недовольство, идя у него на поводу, а то:"Он же и так не в порядке, раскричится и у него сломается психика!". Или, если и занимаются, то при малейшей неудаче, не дают попробовать самостоятельно преодолеть преграду, а фактически делают всё за ребёнка.

Другая сторона - доминирующая гиперопека. Когда ребёнку наоборот всё-всё-всё запрещают, приправляя запреты соусом безопасности. Взрослый не пускает ребёнка на горку, чтобы не упал, чуть ли не до института водит в школу, решает за ребёнка с кем ему общаться, что ему есть, во что одеваться и так далее, даже если детинушка уже чуть ли не выше родителя.

И чем же это может повредить?

Итогом нередко становится ЗПР, а именно задержка развития эмоционально-волевых качеств психики. Связано это с тем, что гиперопека активно формирует синдром выученной беспомощности - любое столкновение с трудностями ведёт к тому, что вместо того, чтобы пытаться преодолевать проблемы и пытаться их решать самостоятельно, ребёнок пытается, нередко с истерикой и категорическим отказом, переложить любой труд на взрослого.

Формируются такие качества, как инфантильность, завышенная или заниженная самооценка (в зависимости от вида гиперопеки), зависимость от других людей, чужого мнения, несамостоятельность и прочее, явно не добавляющее счастья в жизни.

Кроме того, гиперопека нередко становится причиной развития разных расстройств, которые требуют вмешательства врачей и других специалистов. Среди них:

1) Обсессивно-компульсивное расстройств (ОКР);

2) Неврозы;

3) Мутизм - состояния, при котором ребёнок полностью здоров, но в данном случае отказывается от речи из-за страхов или ради привлечения к себе повышенного внимания;

4) Задержка развития речи (ЗРР).

Для детей с особенностями развития здесь есть свои нюансы. Я не беру случаи с тяжелой умственной отсталостью, ДЦП сложных форм, тикозные и другие подобные расстройства, когда фактически проявления болезни от ребёнка ну никак не зависят и травить его за то, что у него есть какая-то болезнь и она специфически проявляется, глупо и бесчеловечно, так как когда-нибудь такой травитель и сам может оказаться в подобной ситуации в связи, например, с болезнью Альцгеймера.

Но бывает так, что даже при особенностях развития, ребенок имеет нормальный интеллект и до него в принципе реально донести понятия социальных норм и приемлемости тех или иных форм поведения. Это может быть долго, сложно и не сразу получатся, но работа всё равно должна вестись. Тем не менее, некоторые родители поступают тут неконструктивно, считая, что "Он болен - ему можно" и абсолютно никак не пытаются доносить, что нельзя в предшкольном и школьном возрасте бегать и орать по общественным местам, нельзя ломать чужие вещи, нельзя толкаться, нельзя ломится вперёд очереди и так далее. У них в голове всё ещё сохраняется установка, что ребёнок глубоко болен, замечания якобы бесполезны, а значит ему можно всё. И здесь, слово "особый", который вообще-то значит "Ребёнок с особыми потребностями" или "Ребёнок с особенностями развития", начинает приобретать совсем другое, не вполне адекватное значение - "Ребёнок, требующий особого отношения".

Это значительно затрудняет социальную адаптацию и развитие эмоционально-волевой сферы таких детей, причем более серьёзно, чем у гиперопекаемых детей с нормальным развитием, так как донести что-либо и объяснять особому ребёнку часто сложнее из-за особенностей нервной системы (возбудимость, невнимательность) и проблем с речью и коммуникацией. Поэтому лучше такие вещи не запускать и воспитывать с самого начала, приучая к нормам поведения.

Почему возникает гиперопека?

Ребёнок безусловно нуждается в любви и опеке, но не в гиперопеке, которая обычно ни что иное, как плод родительских комплексов, соперничества и страхов. Чтобы избавиться от проблемы, нужно прежде всего осознать её корни.

Самыми частыми причинами гиперопеки являются:

🚩 Несчастливая личная жизнь родителя, когда ребёнка пытаются изо всех сил привязать к себе, чтобы не нашёл жену/мужа лучше, чем мама/папа;

🚩 Стремление реализоваться через ребёнка, навязывая ему занятия и профессии не по душе, но при этом нравящиеся родителю;

🚩 Родительский перфекционизм и зависимость от чужого мнения - тут 2 варианта. Либо родители боятся, что все решат, что они плохие, если у ребёнка не будет прям всего-всего. Либо возможен вариант со страхами "Что обо мне подумают, как о родителе, если у меня растёт двоечник/троечник?";

🚩 Тревожные расстройства у взрослого - постоянные беспокойства насчет болезней, опасностей и многих других плохих вещей, которые могут подстерегать ребёнка;

🚩 Плохая приспособляемость родителей к изменениям формирует отношение к ребёнку, как к несмышленому 1-2-летнему малышу. В случае детей с особенностями развития, это, наверное, самая частая причина, так как развитие у таких ребят замедленное. Родители привыкают к состоянию ребёнка, привыкают многое спускать на тормозах и по инерции помогать, и им трудно переключится на то, что он уже многое способен сделать сам.

Как же можно справится с гиперопекой?

В некоторых очень запущенных случаях, когда гиперопека и её плоды годами корёжат семью, если честно, помочь может только семейная психотерапия и врачи с лекарственным сопровождением.

Но, к счастью, настолько тяжелые случаи не так часто встречаются. В основном работают простые рекомендации:

🌟 Давать ребёнку возможность разумного выбора и привлекать к домашним делам:

Важно прислушиваться к детским желаниям, не ограничивать их там, где это нецелесообразно. Например, у вас две куртки на одинаковый сезон - пусть ребенок одевает любую, а не только ту, что больше нравится вам. То же самое касается других сфер жизни. Конечно, не везде и всё можно разрешить, но даже частичная свобода выбора лучше постоянных ограничений.

В случае с занятиями с особыми детьми бывает целесообразно начинать с того, что нравится/новое/интересно ребенку, а не с того, на что настроился родитель. Обычно дальше проще подсунуть занятия потяжелее.

Кроме того, на общую психическую зрелость здорово влияют обязанности. Например, элементы ухода за животным - насыпать корм, поиграть. Посильная уборка комнаты, уборка за собой, помощь на кухне (потереть овощи, почистить семечки, яйца, перебрать крупу), если ребенок постарше (от 4-5 лет), то можно учить обращаться с ножом.

🌟 Меньше "стелить соломку" и давать сталкиваться с последствиями

Безусловно, нельзя давать бежать сломя голову на дорогу под машину или совать пальцы в розетку. Но если ребенок что-то хочет сделать и теоретически все последствия - это разбил/рассыпал/разлил что-то недорогое и легко заменяемое, то почему бы и нет? Крики "Стой!", "Так нельзя!", "Нет!" обычно не вызывают у детей ничего, кроме раздражения. Нередко целесообразнее вместо ругани на месяцы, разрешить ребенку ошибиться, чтобы он понял последствия.

🌟 Хвалить любые проявления самостоятельности

Любые попытки помочь по дому, проявления взрослого поведения - убрал игрушки, разложил одежду и т.д. должны быть замечены и поощрены.

Часто почему-то бытует мнение, что за такое ребенка не надо хвалить, а то привыкнет и будет за каждое дело ждать доброго слова. Зато при этом любой детский промах сразу клеймится руганью. Это несправедливо по отношению к ребенку, который в итоге просто перестанет делать любые попытки хороших дел, а к плохим относится как: "Одним больше, одним меньше - все равно накричат". Хотя, собственно, почему бы и не похвалить, если ребенок сделал что-то хорошее? Мы, взрослые, же тоже ждём по крайней мере "Спасибо" за свои действия, а ребенку значит это не надо?

🌟 Иметь свою собственную жизнь или хотя бы хобби

А вот это нужно, чтобы не растворяться и не пытаться самореализовываться через ребенка.

Родителей детей с нормальным развитием здесь часто ждёт итог из серии: "Я всё для него делала, а он вон какой неблагодарный!". Но ведь рождение детей - это осознанный (в идеале) выбор жертвования и траты своих сил и ресурсов не на себя любимого, а на маленького, но всё же отдельного человека, который рано или поздно будет жить отдельно и заведёт свою семью, если конечно гиперопека не превратит его в мамкин подъюбник.

В случае с особыми детьми по опыту скажу, что без хобби и отвлеченных занятий, где не будет ребёнка с его расстройством, может поехать крыша. Родители детей с проблемами в развитии часто думают "Как же я буду развлекаться, в то время как надо спасать ребёнка?" На самом деле здесь родитель тоже спасает ребёнка - спасает от своего выгорания и депрессии.

В самолётах можно встретить такую инструкцию: "Прежде чем помогать третьим лицам надеть кислородную маску, наденьте её сначала на себя." Здесь работает тот же самый принцип - чтобы помочь ребёнку, родитель должен не забывать о себе, так как если где-то в процессе реабилитации его свалит депрессия, малыш останется без помощи намного дольше.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Задержка психического развития (ЗПР) - что это такое простыми словами

ТВ/телефон/компьютер - о вреде и пользе современных технологий для детей

СДВГ - что это такое, существует ли оно на самом деле и как с ним справиться