Найти в Дзене
Lost Art

Пабло Пикассо - Сталин (1953) (Пропала в 1953)

Изучая утраченные произведения искусства, можно всю жизнь заниматься одним Пикассо. Количество только украденных его картин давно перевалило за тысячу. А сколько еще было уничтожено, выкинуто, потеряно. С современным искусством так сложно: не всегда сразу поймешь – перед тобой готовое произведение или просто палитра художника.

Что случилось с портретом Сталина работы Пикассо доподлинно неизвестно. Скорее всего, кто-то просто скомкал его и выбросил в урну. Возможно, даже сам Пикассо. И было почему.

Пабло Пикассо был не только художником, но и членом коммунистической партии Франции с 1944 г. Когда в 1953 г. умер Сталин, Луи Арагон, в то время директор коммунистической газеты «Les Lettres françaises», попросил Пикассо для передовицы, посвященного смерти Сталина, нарисовать портрет вождя, пользовавшегося неимоверным уважением среди французских коммунистов.

Если честно, конечно, Арагон был сам виноват. Пикассо, безусловно, великий художник, но его видение реальности сильно отличалось от того, что хотели видеть окружающие. Достаточно было посмотреть на портреты возлюбленных Пикассо, чтобы понять: со Сталиным ничего хорошего не выйдет.

Картину Пикассо прозвали «Женщина с усами». Газета, правда, напечатала портрет, но после этого на нее обрушился невиданных доселе шквал критики от возмущенных коммунистов Франции, которые неистово вопрошали: «где на этой картине вся мудрость и мужество, все то человеческое того, кто выиграл войну, нашего спасителя?» Арагон даже хотел покончить жизнь самоубийством, а журналисты требовали от Пикассо признаться, что он просто решил посмеяться над великим вождем. Многие даже сейчас высказывают мнение, что он действительно хотел показать свое негативного отношение к Сталину в такой вот странной форме.

Но нет. Пикассо вовсе не собирался своим рисунком как-то принизить фигуру Сталина. Скорее напротив: он взял за основу фотографию юного Джугашвили, полного идеалистических идей во взгляде. Потому что именно таким, вечно молодым и одухотворенным, видел его Пикассо.

Чуть позднее, когда «слава» о сталинский преступлениях достигнет Франции, Пикассо скажет: «Хорошо, что я нарисовал молодого Сталина. Старый никогда и не существовал. Только для официальных художников.»

Если кто-то считает, что Пикассо не старался, когда создавал портрет Сталина, выполненный угольным карандашом на обычном листе бумаги, то он глубоко заблуждается. Дальше слова самого художника о том, как сложно давался ему правильный образ:

«Можете ли вы себе представить, что было бы, нарисуй я настоящего Сталина, таким, каким он стал, с его морщинами, мешками под глазами, бородавками... Портрет в стиле Кранаха! Вы уже слышите их крик? – «Он изуродовал Сталина! Он состарил Сталина!» И тогда я сказал себе: а почему не Сталин в героической наготе? Да, но если Сталин голый, то как быть с его мужским достоинством? Если вы берете «клювик» с классических скульптор... Такой маленький... Но ладно вам, Сталин, он же был настоящим мужиком, быком. Итак, если ты дашь ему фаллос быка, то ты получишь в результате маленького Сталин на его фоне. И снова все начнут причитать: «Ты превратил его в сексуального маньяка! Сатира!» Тогда, если ты настоящий реалист, ты берешь свою рулетку и все правильно измеряешь. Но тогда еще хуже – ты превратил Сталина в обычного человека. В итоге ты готов пожертвовать собой и делаешь гипсовый слепок со своего собственного причиндала. Ну, это же еще хуже. Как ты смеешь выдавать себя за Сталина! А кроме того, у Сталина ведь должна была бы быть все время эрекция, как у греческих статуй ... Скажи мне, как человек разбирающийся в социалистическом реализме: Сталин он должен быть с эрекцией или без нее?»