83 подписчика

Женщины – источник экономического роста

Елена Речкалова: Экспертное мнение и статистические данные

Елена Речкалова: Экспертное мнение и статистические данные  Участие женщин в принятии решений на стратегическом уровне управления – это не просто «вопрос равенства», а источник эффективного...

Участие женщин в принятии решений на стратегическом уровне управления – это не просто «вопрос равенства», а источник эффективного экономического роста. Об этом всё чаще говорят на многих мировых площадках и форумах, тема актуальна в повестке крупнейших международных организаций. Сегодня влияние женщин на управление компаниями и даже целыми странами доказано статистически. Подробнее о гендерном паритете в командах мы поговорили с одним из ведущих российских экспертов в этой области Еленой Речкаловой.

Елена Речкалова - член советов директоров, заместитель сопредседателя Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, генеральный директор и лидер сообщества «Женщины в советах директоров»

Елена Речкалова – независимый директор и топ-менеджер с более чем 20-летним управленческим опытом в крупнейших российских компаниях. Она является одним из ведущих экспертов в стране в сфере управления высокотехнологичным банковским розничным бизнесом. Особое внимание в своей деятельности Елена Речкалова также уделяет вопросам женского лидерства и гендерного разнообразия на стратегическом уровне управления в бизнесе и государстве.

– Елена, как эксперт в области банковского дела и корпоративного управления что Вы можете сказать о ситуации в современном мире, переживающем пандемию?

– Наш мир действительно сильно изменился. Согласно актуальному отчету McKinsey сравнительный экономический ущерб от пандемии коронавируса в мировом масштабе составит 30 трлн долларов. Это в три раза больше, чем ущерб от мирового финансового кризиса в 2009 г.

Вместе с миром изменились и тренды как в сфере потребительского поведения, так и в технологиях управления компаниями. Это крайне важно учитывать при формировании стратегии любого бизнеса и плана действий советов директоров. Сегодня многие организации начинают подстраиваться под вызовы современности и трансформироваться под новые тренды. Важно отметить, что они меняют отношение не только к самим бизнес-процессам, но и к лидерству.

Мир в 2020 г. столкнулся с новым вызовом: социальный кризис стал триггером экономического кризиса. В этих условиях возрастает роль женщин как драйвера в поиске новых ресурсов и источников роста. Именно женщины, как правило, вносят большой вклад в решение социальных вопросов. Их опыт сегодня особенно важен и полезен для мира. В настоящий момент меняется отношение к женскому лидерству и теме гендерного разнообразия.

– Почему в своей деятельности Вы уделяете особое внимание именно женскому лидерству? Какой вклад женщины способны внести в устойчивое развитие мира?

– Я являюсь амбассадором темы гендерного паритета как экономической категории, это понятие шире, чем понятие женского лидерства. Гендерный паритет обеспечивает многосторонний взгляд на управление, увеличивает интерес инвесторов, позволяет снизить риски и повысить прибыль. Хотела бы еще подчеркнуть очень важную вещь. Речь сейчас идет не просто о привлечении женщин на позиции на уровне стратегического управления. Мы говорим о том, что на этом уровне необходимы представители разных сегментов – люди разного пола, национальности и возраста. Это позволит команде выстроить более сбалансированную работу и принимать максимально эффективные решения.

В России женщины практически исключены из процесса принятия стратегических решений, поэтому я акцентирую внимание на вопросах женского лидерства.

Российские женщины слабо представлены в органах политической власти. В 2019 г. в нижней палате парламента доля женщин составила 15,8%, в верхней – 18,2%. В региональных парламентах число женщин не превышает 15%.

Более 91% позиций в советах директоров в России до сих пор занимают мужчины. Доля женщин одна из самых низких: в 3,2 раза меньше, чем в западноевропейских странах. 36% российских компаний из топ-100 не имеют женщин в составе советов.

Карьера женщин ограничивается в основном должностями низшего и среднего уровня, которые не обеспечивают профессиональной самореализации. Женщины оказываются в западне порочного круга, так как «стеклянный потолок» не только обусловлен наличием этой проблемы, но и усиливает стереотипное восприятие женщин как не способных к роли лидеров. Недопредставленность женщин на стратегических уровнях управления может вести к увеличению факторов риска из-за недостаточного разнообразия точек зрения.

Исследования показывают, что гендерный паритет является источником роста эффективности компаний.

Приведу несколько показательных цифр из многочисленной статистики.

Ø По данным Минэкономразвития, при повышении уровня экономической активности российских женщин до показателя Норвегии ВВП России был бы на 4% выше и страна автоматически решила бы задачу президентского указа – войти в мировую пятерку по ВВП по паритету покупательной способности, перегнав Германию. Если бы Россия уравняла экономическую активность женщин и мужчин, то это добавило бы российскому ВВП 13–14%.

Ø Рост капитализации диверсифицированых топ-100 российских компаний превысил среднерыночный на 30% (по медиане), а разница в динамике стоимости компаний со смешанными и моногендерными советами директоров составила 130% в пользу смешанных.

Ø Компании, в состав совета директоров которых входила хотя бы одна женщина, имели среднюю рентабельность на 19% выше, чем компании без женщин-директоров, при этом финансовые показатели компаний увеличиваются при росте доли женщин в советах.

Ø Чем больше доля женщин в топ-менеджменте, тем выше вероятность опережающего роста прибыли компаний.

– Чему Россия могла бы поучиться у других стран в вопросе гендерного разнообразия на управленческом уровне?

– Правительства многих государств ставят рост показателей гендерного паритета в статус первоочередных экономических задач.

В 25 странах мира введены «мягкие» и «жесткие» квоты на представительство женщин в советах директоров в размере 30–40%. Это не женские квоты, а правила формирования управленческих команд для обоих полов. Например, во Франции в некоторых компаниях в советах директоров женщины составляют уже более 40%, и организации, стремясь обеспечить гендерное равенство, при назначениях отдают приоритет мужчинам.

За всем этим стоит обдуманная гендерная политика. Она основана на экономических показателях, которые говорят о том, что смешанные управленческие составы позитивно влияют на эффективность работы компании.

– Насколько велика, на Ваш взгляд, роль женщин в вопросах социального проектирования?

– Женщины оказывают огромное влияние на экономики своих стран. Они составляют до 65% выпускников университетов и бизнес-школ. На рынке труда России среди высококвалифицированных специалистов 63% – женщины.

В России женщины составляют 54% населения, они совершают покупки не только для себя, но и для своих семей и семей своих родителей. В итоге женщины контролируют около 80% потребительских расходов и формируют тренды потребительского поведения.

Современный мир характеризуется диктатом потребителя, поэтому мы можем говорить о колоссальной роли женщин в социальном проектировании. Совершая покупки, делая выбор в пользу тех или иных товаров, женщины дают толчок к производству продуктов, ориентированных на потребителя.

Многие мировые компании, понимая это, вводят обязательное требование касательно представительства женщин на всех уровнях управления. Чтобы расти и развиваться, организация должна быть полезна людям. И женщины, как никто другой, хорошо понимают, в каких товарах и услугах нуждается общество.

– Елена, а как бы лично Вы сформулировали свою социальную миссию?

– Важное место в моей деятельности занимает руководство сообществом «Женщины в советах директоров». Оно объединяет женщин – членов советов директоров и топ-менеджеров крупных компаний. И для нас важно способствовать профессиональному и личностному росту женщин, помогать им строить успешную экологичную вертикальную или горизонтальную карьеру, постоянно наращивать компетенции, учить выполнять задачи как матери и жены, так и бизнес-лидера и лидера в области государственного управления.

Кроме того, я являюсь членом попечительского совета сообщества «PRO Женщин», основанного организацией «Рыбаков Фонд». Оно объединяет более 10 тысяч участниц. И мы как эксперты и менторы занимаемся развитием и популяризацией женского лидерства.

Хочу подчеркнуть, что приоритетом для меня является именно экономическая целесообразность продвижения женского лидерства на уровне стратегического руководства. XIX век считался веком предпринимательства, XX век – веком менеджмента. Наступивший XXI век стал веком корпоративного управления с упором на формирование стратегий устойчивого развития. И в этом направлении женщины способны проявить себя очень эффективно.

– Что бы Вы хотели пожелать женщинам всего мира?

– В разных странах у женщин разный доступ к реализации своего потенциала. Однако даже в самых прогрессивных государствах женщины сталкиваются с барьерами, которые мешают им чувствовать себя уверенными в вопросах построения своего будущего.

В современных условиях расширение участия женщин на стратегических уровнях управления – это вопрос не борьбы за гендерное равенство, а бизнес-целесообразности и роста экономики.

Я думаю, что женщинам и мужчинам сегодня необходимо объединяться в поиске новых источников экономического роста и расширения возможностей для реализации своего потенциала.

Миру необходимо больше ролевых моделей женского лидерства – примеров для подражания и вдохновения. В России отсутствует популяризация женщин-лидеров, которые могут служить ролевыми моделями. В моем понимании ими могут стать женщины, которые успешны в карьере, счастливы в семье и активны в социальной сфере. Именно такое сочетание, которого я и желаю достичь женщинам всего мира, позволяет нам чувствовать себя максимально реализованными.

Виктория Ежова, информационное агентство

«Global Women Media»